big_frog (big_frog) wrote in ru_psiholog,
big_frog
big_frog
ru_psiholog

Карьера и образование

В сообществе часто возникают вопросы о том, как найти свое место в жизни.
Как  искать общее направление мне было понятно уже давно и я об этом регулярно пишу в постах на тему.
Но вот вопрос тактики, конкретных шагов, был понятен интуитивно, но не был доказан и прояснен полностью.

Недавно у меня окончательно сложился пазл решения задачи эффективного построения карьеры.


Есть два основных момента:
·         Учеба до уровня топовых специалистов
·         Выбор области для самореализации по сильным сторонам психики

Современные образовательные схемы заканчиваются задолго до достижения специалистом уровня передовых исследований и проблем.
Усредненный молодой специалист попадает в усредненный коллектив, который также далек от передового уровня в профессии. Такое печальное положение дел связано с тем, что практически в любой области количество топовых специалистов измеряется единицами. А количество передовых коллективов еще меньше.
Эффективность деятельности компаний и специалистов «второго  эшелона» сильно проигрывает лидерам в силу того, что догоняющие заняты не решением сегодняшних и завтрашних задач бизнеса, а занимаются изобретением вчерашнего велосипеда.
Изобретательство – прекрасное занятие, но на многие порядки менее эффективное, чем обучение.
Для примера, правильное седло и упряжь человечество изобретало 400 лет, а для обучения правильного специалиста  достаточно хорошего мастера и нескольких лет учебы.
Изобретатель делает тысячи ошибочных предположений и экспериментов, прежде чем получит любой, даже самый скромный результат, ученик только десятки. А специалист, работающий по накатанным схемам, совершает всего несколько ошибок на сотни решений.
Так уж устроен человек, что  ошибочные действия уменьшают уровень дофамина и соответственно радости в жизни. Кроме того, процесс обучения, как правило, плохо сочетается с  процессом зарабатывания.
Преодолеть эти тенденции можно только сознательными и существенными усилиями. Но усилия стоят того. Потому что недоученность  закрывает практически все перспективы. Невозможно конкурировать с людьми, которые знают и умеют на порядок больше тебя. Может быть, папа и мама из любви к тебе и будут пользоваться твоими услугами, но настоящие клиенты с деньгами будут стоять в очередь за лучшим.

В общем, я не вижу альтернативы стратегии обучения у самых лучших, на их условиях, до тех пор пока не превзойдешь учителей. До тех пор пока не станешь специалистом как минимум городского уровня.
Важно помнить, что знания как вода. Чем больше разница в уровнях, тем быстрее наполняется нижний. Ищите общества более умных и продвинутых.

Вот тут нужно перейти ко второму аспекту. Если Ваша психика не соответствует выбранной специальности, то шансов стать нормальным специалистом очень мало.
Я не рассматривал все свойства психики, но даже для тех которые входят в Базис Юнга, разница по производительности  составляет разы и десятки раз.
Фактически это означает, что  работа по типовым схемам будет идти с кратно большим числом ошибок, учеба будет требовать  в разы больше времени, а попытки решить творческие задачи не будут иметь особого успеха в принципе.
В принципе, для определения своих сильных и слабых врожденных свойств психики можно пользоваться любой толковой теорией или методикой.  На мой вкус, лучше соционики пока ничего не придумали.
Желательно понять эти свои сильные-слабые стороны как можно раньше. Это даст возможность концентрировать усилия хоть со школьной скамьи, хоть с детского сада. Не переживать за малые успехи по слабым функциям и больше тратить время на области соответствующие сильным.

Единственное исключение из этого правила – точные науки. Дело в том, что они дают не только знания, но и развивают абстрактное мышление. Позволяют мыслить более сложными схемами и конструкциями.
Есть много задач, которые требуют не столько знаний, сколько вот этой сложности мышления. Очень желательно к концу высшего образования иметь освоенное системное доказательное мышление. Это уровень хорошего выпускника сильного технического вуза, уровень нормального инженера, программиста или финансиста.
Гуманитариям повезло меньше… в гуманитарном вузе научиться системному мышлению невозможно. Там нет дисциплин, в которых учат вычислять оптимальное решение.
Идти отдельно изучать высшую математику и теорию вероятности? Слабо себе представляю взрослого гуманитария, который будет это делать после работы.
Мне кажется, что самый простой способ - физмат школа. Или гуманитарное образование в качестве второго высшего...

Если еще раз резюмировать, то шаги следующие:

  1. определение сильных врожденных свойств психики

  2. хорошее техническое-математическое образование

  3. хорошее профильное образование по специальности подходящей психике

  4. учеба (работа на любых условиях)  в компании интеллектуальном лидере рынка. Для большинства жителей мелких городов это означает переезд в большой город

  5. крайне желательно ориентироваться на международных лидеров в вашей профессии и найти возможность у них учиться

Tags: &эссе, 2013, 2014, свободная дискуссия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 121 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →