Изя Вайснегер (izyaweisneger) wrote in ru_psiholog,
Изя Вайснегер
izyaweisneger
ru_psiholog

Как помочь?

Поражает меня одна наша общая знакомая.
У неё удивительные способности к математике и языкам, может дать глубокий анализ по любой проблеме, в том числе межличностных отношений.
Но когда дело касается её собственных проблем или страхов, она делается совершенно беспомощной, как маленький ребенок.
Куда девается её творческий подход к решению проблем?
Говорить с ней бесполезно - она не слышит, а точнее, не хочет слышать.
Ну и как достучаться до человека в такой ситуации?
Как помочь и чем?
Tags: &помощь другим, &рефлексия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Здравствуйте.

На вопрос о том, куда девается "творческий подход", у меня есть пара ответов.

1. Люди устроены неоднородно, а как бы состоят из разных "субличностей", разного возраста и даже пола. Глубокий анализ может произвести одна субличность, более Взрослая или Творческая. Со страхами и проблемами один на один остаётся другая - как раз как Маленький Ребёнок, Детская субличность. "В идеале" человеку имеет смысл учиться самому (Взрослой части) заботиться о своей Детской части. На эту тему мне нравится текст Михаила Папуша "Во мне есть Ребёнок, но я - не ребёнок".

2. Когда человек оказывается в сильном стрессе (включается реакция "бей, беги или замри" - fight, flight of freeze), у него в мозгу и в теле активизируются отделы и органы, относящиеся к выживанию вот прямо сейчас, и де-активируется то, что к ним не относится. Аналитическая и творческая часть мозга, а так же пищеварение и иммунитет не считаются организмом "системами первой необходимости", если надо срочно спасаться от тигра.

В принципе, медленное и глубокое дыхание помогает "послать организму сигнал" о том, что опасности для жизни в данный момент нету и можно из аварийного режима переходить в повседневный. Ещё один канал передачи аналогичного сигнала - это слегка расфокусированное зрение, наверное при этом удобнее смотреть вдаль. Когда есть опасность, наше внимание обычно фокусируется на ней, становится очень суженным.

Ну и ещё отдельно напишу о том, что когда человек "не слышит", то это значит, что его переполняют свои собственные переживания. Сделать так, чтобы он услышал, будет гораздо проще, если вначале "услышать" его. То есть дать ему эти переживания то ли из себя "выгрузить", то ли их через себя "пропустить".

Другое дело, что выслушать человека, дать ему пространство для его переживаний, дать этим переживаниям возможность "побыть и уйти" - это непросто. Очень часто при столкновением с переживаниями близкого человека у нас возникают собственные переживания. И желание ему помочь как следствие этих своих переживаний, которым, кстати, тоже имеет смысл давать пространство; очень часто хочется помочь второму человеку для того, чтобы он уже перестал переживать и мы тоже могли перестать переживать и обрести душевное равновесие. Так вот, с моей т.з., обретать душевное равновесие имеет смысл отдельно, а пытаться помочь человеку отдельно.

О том, как можно учиться "слушать" эмоции, свои или другого человека, и стоящие за этими эмоциями потребности, можно почитать "Ненасильственное общение" Маршалла Розенберга (в оригинале Nonviolent Communication).
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →