airis77 (ex_airis77967) wrote in ru_psiholog,
airis77
ex_airis77967
ru_psiholog

Categories:

конспект: Дети из дисфункциональных семей

В прошлом году мне посчастливилось узнать и посетить несколько «пробных» бесплатных семинаров, посвященных психологическому консультированию детей. Потом они, правда, плавно превратились в платный тренинг, но тем не менее :-)

Лично я на семинарах узнала много нового . И хочу предоставить вашему внимания краткий конспект одного из семинаров «Дети из дисфункциональных семей»

Несколько характеристик дисфункцинальных семей (обычно, для примера, в качестве таких семей рассматривают семьи с химическими зависимостями – алкогольная, наркотическая и т.д.):
В таких семьях обычно есть нарушенные функции - это функции воспитания, передачи информации, контроля, культуры:

1. Коммуникация в семье не прямые, а скрытые. Пример такого общения-манипуляции: «Скажи папе, что я не разговариваю с ним».
2. Проблемы замалчиваются или отрицаются
3. Обратная связь в такой семье происходит в опозданием , например через месяц, и в течение всего этого времени копятся обида и злость.
4. Конфликтные отношения в этой семье держатся годами и сама семья, без привлечения специалиста, не может самостоятельно с ними справиться.
5. Все члены семьи держат «фасад благополучия» («у нас все хорошо, у нас все нормально»). Информация наружу, к посторонним, «не просачивается». Информация также может утаиваться и от какого-либо члена семьи – например, ребенок узнает о разводе родителей лишь через пол-года. Либо семья может, наоборот, демонстративно себя позиционирует «Да, мы такие!» (например, семья с ребенком-инвалидом). Либо информация подается завуалировано, например, в семьях с алкогольной зависимостью: «Все хорошо, папа лишь чуток расслабился».
6. Склонность к поляризации чувств «черное-белое»
7. Размытость границ «Я», нет дифференциации. Не соблюдаются территориальные границы – родители входят в комнату детей без стука. Нарушаются эмоциональные границы : «Я хочу знать в своем ребенке ВСЕ-ВСЕ». Совместное использование личных и интимных вещей – зубная щетка, общее полотенце на всех.
8. Всегда есть насилие – эмоциональное, психологическое , либо сексуальное. Например, эмоциональное – это когда родитель готов «убить одним взглядом», «я с тобой не разговариваю» и т.д.
9. Запрет на выражение чувств. Если предъявляешь эмоции, значит обнаруживаешь проблему. Если семья христианизированна, то это может выражаться словами: «На родителей злиться нельзя» и т.д. Как вариант запрета – обесценивание чувств ребенка , это когда родителю все-равно ,что чувствует ребенок.
В здоровой семье это выражается иначе: «Злится можно, бить нельзя». Злость и агрессия – это то, что помогает защищать себя. Если же есть запрет на выражение агрессии, то ребенок в опасных ситуация чувствует оцепенение, ступор.


Роли детей с дисфункциональных семьях, «маски» детей.
1. «Ребенок- герой». Как правило, старший ребенок.
Мама занята всем , чем угодно, кроме детей и ребенок решает «Буду помогать маме. Тогда она скажет «ты молодец»!». И ребенок становится хорошим во всем, у него много достижений, он - "маленький взрослый".
Но он постоянно чувствует этот груз: «Только так ты может заслужить любовь (отличными оценками, достижениями и т.д.)», поэтому сильный страх оценки, страх потерять контроль над ситуацией.
У ребенка проявляется перфекционизм, сверх-ответственность, он трудоголик. Уверен, что люди любят его за его достижения, совершенно не умеет радоваться и отдыхать.
Обычно создает семью в паре с безотвественным.

Рекомендации по отношению к ребенку: Любить его просто так, замечать его отдельно от его достижений. Спрашивать о чувствах и мыслях «про себя самого», не «для других».


2. Ребенок- «козел отпущения»
Этот ребенок для того, чтобы перенести фокус внимания на себя, готов даже принять негатив. Например. получает «двойку», мама злится, ругается, но тем не менее – его видят, его замечают!
Этот ребенок враждебный, резкий, неприятный, трудно идет на контакт. Он на всех смотрит «сверху-вниз», его доверие трудно  заслужить. Внутри у него – боль, вина, злость, отвержение. Впереди, как правило, такого ребенка ждет – химическая зависимость, тюрьма и т.д. Но если ему вовремя оказать психологическую помощь, то он может стать хорошим психологом-консультантом.

С общении с таким ребенком нельзя: указывать пальцем «Хулиган!»Он только этого и ждет.
Рекомендации по общению: давать обратную связь о том, что его поведение неуместно (например. «разбивать стекло в окне – это не способ разрешить конфликт»). Отделять его самого от его поведения. Поощрять, если возьмет ответственность за что-то. Выставлять ему четкие границы «что можно, что нельзя». Держать себя с ним последовательно, т.е. . например, если установили правила, то придерживаться их.

3. Ребенок-«шут»
Ребенок демонстрирует веселье, юмор. Он обоятелен, чтобы мама обратила на него внимание.

У него есть двойственность:
Ему трудно быть серьезным, ответственным. Как правило, он гиперактивен. Открыл рот – и понеслось…
Но глаза грусные – т..е внутри страх, тревога, вина за семья, запрет на выражение негативных чувств.

Что ждет впереди – с 40 годам так и будет весельчаком и безответственным. В перспективе – химическая зависимость (т.к. такая двуликость дается тяжело), самоубийство.
Если оказать вовремя психологическую помощь, то может стать очень интересным человеком. Нужно научить его выражать разные чувства – в том числе и негативные.

Нельзя: Обрывать, приказывать ему: «Не смейся» (это его единственный способ приспособится к ситуации), нельзя поддаваться его провокациям и смеяться вместе с ним
Рекомендации по общению: показать ему его противоречие: «смеешься, а глаза грустные», «Расскажи, а что смешного в этой шутке?». Стараться удерживать зрительный контакт, но не перегружать его этим. Говорить с ним на серьезные темы.

4. «Потерянный ребенок».
Самая страшная маска.
Этот ребенок вообще отказывается получать внимание, его никто не замечает и его это устраивает.
Этот ребенок удобен для семьи – он погружен в книжки, куклы, нет друзей. От него нет хлопот. Он уходит в интернет-зависимость, в свои мечты, его нет в этом мире.
Для него одиночество – это норма. Острое ощущение своей ненужности. Крайне застенчивый и всего боится. Очень легко вспугнуть контакт с ним. Они вообще ужасно незаметные везде (в семье, в классе и т.д.).

В будущем – без помощи потеряется в жизни окончательно, часто умирают, т.е. у них нет понимания, ради чего жить. Часто – суицид. В партнеры обычно выбирают «козла отпущения».
Если вовремя оказать помощь, то – это очень талантливые, творческие люди, с богатым внутренним миром.

Нельзя: давить на ребенка.
Рекомендации по общению: замечать его, интересоваться его внутренним миром.

Эта типология была разработана московским психологом Екатериной Савиной

p.s. все хочу написать свой пост про "дисфунктиков"  со своими мыслями, но все слова "в кучки" пока не складываются :-) если  смогу и напишу, то дам ссылку на этот пост в качестве вступления.

UPD: дописала продолжение - http://community.livejournal.com/ru_psiholog/1705521.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments