rorschach_club (rorschach_club) wrote in ru_psiholog,
rorschach_club
rorschach_club
ru_psiholog

Categories:

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ НА ПРИМЕРЕ РОРШАХ-ТЕСТА

Процитирована статья: Бермант-Полякова О.В. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ НА ПРИМЕРЕ РОРШАХ-ТЕСТА. Журнал "Психотерапия" 2010 № 8, с. 16-25.
 
Перспективы проективной психодиагностики: Многоосевая парадигма
Десять клякс, один вопрос: «Как это выглядит, что бы это могло быть?» Rorschach Inkblot Method это инструмент, который решает диагностические задачи в различных парадигмах. Роршах представил данные в описательной парадигме по нозологиям [12], Экснер и Вайнер дали статистические критерии и предложили объединить показатели в кластеры, разрабатывая парадигму «норма-патология» [20, 31]. В двадцать первом веке акцент смещается с определения вида патологии на описание баланса ресурсов и нагрузок, - тестовая квалификация симптомокомплексов не добавляет нового знания о пациенте психиатрам-клиницистам, оставаясь востребованной лишь в экспертной работе.
В парадигме психологических типов Роршахом было открыто различие между теми, кто видит в кляксах преимущественно кинестезии и теми, кто видит в основом цвета. Исследования Rorschach Research Foundation показали, что среди психически здоровых встречаются четыре типа переживания: преобладает восприятие движения (introversives), преобладает восприятие цвета (extratensives), оба равносильны (ambitents) и восприятие только контуров, формы пятна (high Lambda style). Каждый из более ста показателей RIM нормирован в Интегративной системе для каждого типа переживания [20]. В русскоязычной роршахиане RIM в парадигме психологических типов применён О.В. Бермант-Поляковой, которая соотнесла идеи Ф.Е. Василюка [6] о психологии переживания (внешне лёгкий и внутренне простой, внешне трудный и внутренне простой, внутренне сложный и внешне лёгкий и внутренне сложный и внешне трудный жизненные миры) с комплексами показателей Роршах-теста [16].
Для роршахианы и, шире, психодиагностики прошлого века характерно сведение всех выраженных в проективном материале явлений в одном фокусе. В психиатрии начала двадцатого века единый фокус совмещали с вне-личностным понятием болезни, дегенеративного процесса головного мозга. Идеи психоаналитической школы поколебали это представление, в этом их историческое значение. Фокусировку переместили во внутриличностный план, болезненное расстройство полагалось результатом сбоя психологических защит от сексуальных импульсов (позднее «врагом» психологических защит называли агрессивные импульсы, тревогу, дезорганизующее влияние стресса).
Пионером похода «фокусировать одновременно несколько точек зрения» был венгерский врач-психиатр Сонди: он рассматривал взаимоотношения восьми бессознательных влечений (гомосексуальность, садизм, эпилепсия, истерия, кататория, паранойя, депрессия, мания) в четырёх вариантах их переживания (разрядка в прямом действии, отрицание, сублимация в профессии или хобби, идентификация с человеком, который разряжает влечение). Практически одновременно с судьбоаналитической теорией за океаном психиатры Хэтуэй и Маккинли предложили MMPI (Миннесотский Многофакторный личностный опросник), где фокусов рассмотрения десять: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, мужественность-женственность, паранойя, психастения, шизофрения, гипомания, социальная интроверсия. Тест Сонди и MMPI выдержали проверку временем и применяются в клинике и в наши дни.
В современной клинической психологии предложены два новых варианта многофокусного рассмотрения. Первый, разработанный немецкой школой Аммона, называется ISTA (Ich-Structure Test von Gunter Ammon), стандартизирован на современной русскоязычной выборке психически здоровых Институтом им. В.М. Бехтерева [10], второй вариант, разработанный под руководством О. Кернберга и Н. Мак-Вильямс, называется Psychodynamic Diagnostic Manual, PDM [28].
Чтобы запомнить идеи ISTA, я прошу студентов представить карету, увлекаемую шестёркой лошадей. Дорога - жизненный путь, карета - идентичность человека (ответы на вопрос "Кто Я?"), а шесть лошадей - Эго-функции, бессознательно действующие силы Я (сексуальность, агрессия, страх, нарциссизм, внутреннее Я-отграничение, внешнее Я-отграничение). Каждая из лошадей может быть бодрой, сильной, созидающей общий ход (так называемая конструктивная тенденция), может быть бодрой, сильной, разрушающей общий ход (так называемая деструктивная тенденция), может быть вялой, слабой, норовящей лечь на обочину и лежать, а не работать, лошадью (так называемая дефицитарная тенденция эго-функций). Идеальное душевное здоровье (когда все шесть Эго-функций конструктивны и преодолевать препятствия на жизненном пути человеку помогают здоровые ресурсы) описано только в книгах, обычно у людей большинство функций конструктивны, а какие-то деструктивны или дефицитарны, и соотношение всегда индивидуально.
PDM это трёхосевая система, Symptoms – Personality Patterns – Mental Functioning, которую проще запомнить, если иметь в виду три этажа, Натура – Характер – Симптом или, по аналогии с комьютерными программами, Hard – Soft - Bug.
Натура описывает девять способностей:
Capacity for Regulation, Attention, and Learning (способности регулирования, внимания и обучения)
Capacity for Relationships (Including Depth, Range, and Consistency) (способности к установлению отношений, включая глубину, репертуар и устойчивость)
Quality of Internal Experience (Level of Confidence and Self-Regard) (внутренние переживания, уровень уверенности в себе и самоуважения)
Affective Experience, Expression, and Communication (переживание, выражение и сообщение о чувствах)
Defensive Patterns and Capacities (защитные модели и способности)
Capacity to Form Internal Representations (способность формировать внутренние представления)
Capacity for Differentiation and Integration (способность анализа и синтеза)
Self-Observing Capacities (Psychological-Mindedness) (способность к самонаблюдению, рефлексивность мышления)
Capacity for Internal Standards and Ideals: A Sense of Morality (способность к внутренним стандартам и идеалом: чувство морали)
Каждая из девяти шкалирована по степени тяжести:
1. Optimal Age- and Phase-Appropriate Mental Capacities (оптимальный, соответствующий возрасту и фазе развития)
2. Reasonable Age- and Phase-Appropriate Mental Capacities (приемлемый, соответствующий возрасту и фазе развития)
3. Age- and Phase-Appropriate Capacities (соответственный возрасту и фазе развития)
4. Mild Constrictions and Inflexibility (мягкие ограничения и негибкость)
4.1. Encapsulated character formations (изолированные черты характера)
4.2. Encapsulated symptom formations (изолированные симптомы)
5. Moderate Constrictions and Alterations in Mental Functioning (ограничения и деформации средней тяжести)
6. Major Constrictions and Alterations in Mental Functioning (значительные ограничения и деформации)
7. Defects in Integration and Organization and/or Differentiation of Self- and Object Representations (изъяны в целостности и упорядоченности и/или различии представлений о себе и об объектах)
8. Major Defects in Basic Mental Functions (значительные нарушения основных способностей)
Перечни по оси Характера и оси Симптомов PDM за небольшим исключением совпадают с принятой в ICD-10 номенклатурой.

Психодиагностика в XXI веке: постановка проблемы
Скачкообразный переход от устной трансляции культуры к письменной, и от книжной текстовой к экранно-медийной трасляции происходит на наших глазах. Ответы, свидетельствующие об этом, встречаются по выборке в каждом восьмом протоколе Роршах-теста: «Как из диснеевских мультиков волки и собаки с такими мордами», «Опоссум из мультика Ледниковый период», «Аид и его слуги из мультика Геркулес, он почему-то розовый, хотя в мультике он тёмных тонов», «Весёлая карусель из мультика», «Морские гребешки из мультика Немо, с плохим настроением гребешки», «Два Пятачка смотрят друг на друга. Из мультика Винни-Пух», «Нос волка из «Ну, Погоди!»», «Мультяшные птички», «Игра в ладушки двух мультяшных утят», «Шкурка мультяшного кота», «Собака-вурдалак из киносказки». Ответ «Изображение похоже на шкуру животного, или даже конкретно волка из мультфильма Гарри Бардина Красная Шапочка энд Серый волк» в Интегративной системе Экснера кодируется как деталь вымышленного животного (Ad), тем самым контекст мультипликационного фильма и сюжетных перипетий Волк – Красная шапочка остаётся неосмысленным, то есть содержание как таковое упускается.
От психодиагноста двадцать первого века требуется не просто умение вслушаться в отзвуки дум, ассоциаций, обнаружить смысловые оттенки и инородные напластования, но и умение принять решение, к какой сфере: подсистемной, системной или надсистемной, их отнести. Ответить на вопрос о том, что мы диагностируем в проективной психодиагностике, можно и так: образы, связанные с ними когнитивные представления, оценки и культурные коннотации, или ментефакты, поскольку «Наше общее детство прошло на одних букварях / Оттого никому ничего объяснять и не надо» (А. Макаревич). Авторы идеи, И.В. Захаренко, В.В. Красных и Д.Б. Гудкова, считают ментефактами прецедентные события, тексты и образы, апелляция к которым постоянно возобновляется в речи представителей того или иного национально-лингво-культурного сообщества. «Что касается различий между индивидуальными и коллективными представлениями, то совершенно очевидно, что эти представления далеко не всегда совпадают. Так, мы можем соглашаться или не соглашаться с «общепризнанной» и/или «официальной» оценкой того или иного произведения, того или иного события, того или иного персонажа. Но при этом каждый представитель данного сообщества, имея своё собственное представление, несомненно, знает о том, как воспринимается тот или иной «культурный предмет» в контексте той или иной, в нашем случае – русской, культуры» [13].
Вопрос, каким образом ментефакты участвуют в выработке ответа на стимул RIM, до сих пор даже не ставился. Проблема разных традиций восприятия: непосредственного восприятия услышанного, опосредованного восприятия прочитанного и непосредственного восприятия увиденного на экране, соседства и взаимовлияния трёх пластов воспринятого опыта, ждёт своих исследователей.
В собственном исследовании мы задали смысловое деление категорий содержания Интегративной системы на мир природы, мир рукотворных объектов, мир животных и мир людей. Планеты, заливы, острова, озёра, горы, снег, огонь, вулкан, лава, ответы из категории неживая природа обычно трактуются как аутистические или возбудимые свойства натуры. Вазы, двери, лампы, факелы, канделябры, вигвамы, качели, скрипки, дороги, электрические лампочки, ответы из категории рукотворные объекты принято интерпретировать как работу психологической защиты «смещение». Человеческие фигуры, усмотренные в контурах кляксы, полагаются проективным материалом об объектных отношениях, а ответы о животных – проективным материалом об удовлетворении первичных потребностей. Клинические наблюдения показывают, что ответ «это летучая мышь, у неё нет головы» может дать младший школьник с трудностями в регуляции действий и планировании, нейропсихологически соответствует функциональному дефициту лобных долей головного мозга, а ответ «это два медведя, ногами стоят в кипятке» может дать младший школьник, которому психиатр диагностировал гиперактивность и т.п. Это уровень диагностической работы по трафарету.
Согласно экснеровской Интегративной системе [20], в норме животные, которых видит в кляксах обследуемый, не повреждены, в ответе описана форма или деятельность, свойственная животному: бежит, прыгает, летит, идёт, лежит, сидит, смотрит. Усмотреть животных и части животных соответственно контурам пятна, что кодируется как «обычный ответ» и трактуется как свидетельство способности адекватно оценивать реальность, потенциально можно 79 раз: в таблицах с I по Х это 8-6-2-8-10-8-9-7-6-15 подходящих очертаний.
В нашем исследовании взяты данные по зооморфным образам из лигнвокультурологического словаря 2004 года [13] и по каждому подсчитана частота упоминания по современной русскоговорящей выборке психически здоровых, данные 2009 года. О принадлежности к устной ментальности говорит упоминание животного в фольклоре, всего 33 мифологических образа упомянуты 141 раз. О принадлежности к письменной ментальности говорит упоминание в сказках, баснях, художественных и журнальных текстах, всего 25 стереотипных образов увидены 113 раз. Зооморфные образы, апелляции к которым не зафиксированы ни в устной, ни в письменной речи, и которые тем не менее усмотрены обследуемыми в кляксах теста, составили третий перечень, - мы предлагаем относить их к экранно-медийной ментальности, всего 35 животных упомянуты 332 раза. Из 90 видов насекомых, птиц и животных, названных в протоколах по выборке, в Интегративной системе встречаются половина (13, 15 и 15 соответственно ментальностям). Перечисление идёт в алфавитном порядке, число рядом сообщает, сколько раз упомянут данный образ по выборке N=93, слово да или нет обозначает упоминание в Интегративной системе, таблица «Мир животных», уровень обычных ответов (существуют также таблицы для необычных и минус-ответов по каждому из миров).
Устная трансляция культуры:
бык 4-да, вол 0-нет, волк 14-да, воробей 0-нет, ворон 0-да, ворона 1-да, голубь 1-нет, жаворонок 0-нет, заяц 6-нет, змея 6-да, коза 1-нет, козёл 5-нет, корова 3-да, кот 10-да, кошка 21-да, крот 0-нет, крыса 5-да, кукушка 0-нет, курица 2-нет, ласточка 1-нет, лебедь 0-нет, лиса 8-да, лошадь 2-да, медведь 39-да, муха 1-нет, мышь 5-да, орёл 3-да, петух 0-нет, пчела 1-нет, сова 1-нет, сокол 1-нет, соловей 0-нет, ястреб 0-нет.
Книжная текстовая трансляция культуры:
аист 0-нет, баран 1-да, жаба 1-да, жираф 1-нет, индюк 1-нет, ишак 0-нет, клоп 1-да, кролик 10-да, лев 4-да, муравей 1-да, овца 2-да, осёл 1-да, павлин 2-нет, паук 16-да, попугай 2-да, рыба 13-да, свинья 11-да, слон 15-да, собака 21-да, сорока 0-нет, улитка 1-нет, хорёк 1-нет, цыплёнок 3-нет, червяк 4-да, черепаха 1-нет.
Экранная медийная трансляция культуры:
бабочка 65-да, барсук 1-нет, белка-летяга 2-нет, бобёр 8-нет, гиена 1-нет, гусеница 7-да, дельфин 2-нет, дракон 30-да, единорог 2-нет, енот 9-нет, жук 18-да, игуана 5-да, кит 1-нет, краб 24-да, креветки 4-да, кузнечик 1-нет, летучая мышь 82-да, лягушка 4-да, моллюски 1-нет, моль 5-да, морские коньки 11-да, носорог 5-нет, омар 1-нет, опоссум 1-нет, осьминог 1-нет, пантера 4-да, птеродактиль 2-нет, пума 1-да, рак 6-нет, рысь 3-да, скат 2-да, стрекоза 4-нет, тигр 8-да, хомяк 1-нет, ящерица 10-да.
RIM это уникальный инструмент, с помощь которого генерируют данные о личности. Ментефакты или индивидуальные представления определяют восприятие человека данной культуры? Какая ментальность является определяющей в личности XXI века? Имеющиеся наблюдения ещё слишком неполны, чтобы выдвигать гипотезы, однако сказанного, как кажется, достаточно для постановки вопроса.

Психологическое заключение
Непосредственный, опосредованный последовательностью слов и опосредованный последовательностью образов рассказ о событиях требует от рассказчика умения замыслить последовательность (сюжет) как целостность. Диагностическая работа также направляется умением замыслить последовательность экспериментов (субтестов) как единое целое и оформить его как хорошо интегрированное психологическое заключение. До сих пор решение этой задачи было шаблонным: подсистемой полагалась инвентаризация особенностей высших психических функций, таких как внимание, память, мышление (в том числе ассоциативные процессы, планирование, критика), аффект, объектные отношения (представления о себе и о других), способность адекватно оценивать реальность. Над-системой считался отчёт о наблюдаемом поведении в ситуации взаимодействия психодиагноста и пациента, а системой – всё остальное, набор диагностических клише, принятых в современном профессиональном сообществе. Штампы могут варьировать, - так, в англоязычном мире ответы «Два бесхвостых дятла» и «Две кошки, им хвосты оторвали» в психоаналитической школе истолкуют как «кастрацию» «фаллических частей» пятна, а в психометрической отметят особой оценкой «морбидный», болезненный, закодируют MOR и трактовать будут по Экснеру, в симптомокомплексе депрессии. В российской школе интерпретации сегодня царствует эклектика.
Множественность точек зрения на полученные данные и фокусировка вокруг нескольких осей знания предъявляет к автору психологического заключения особые требования. Ему недостаточно выстроить много-фокусную точку зрения на полученный в обследовании материал, необходимо описать эту множественность так, чтобы непрофессиональный читатель смог принять собственное решение.
В законах о правах пациента всё больше государств закрепляют норму информированного согласия, согласно которой лицо, оказывающее лечение, должно передать пациенту необходимую медицинскую информацию таким образом, чтобы позволить тому принять решение, соглашается ли он на предложенное лечение,
на как можно более раннем этапе, и в виде, который позволит пациенту понять информацию и принять решение по собственному желанию и независимо. Лицом, оказывающим лечение, по израильскому закону считается врач, стоматолог, стажёр, медбрат или медсестра, акушерка, психолог, трудотерапевт, физиотерапевт, логопед, диетолог. Россия, безусловно, к подобной правовой норме тоже придёт.
Законодательные реалии нового века создают новую над-систему: непрофессиональный читатель психологического отчёта – текст отчёта. На мой взгляд, чтобы адекватно выразить содержание и соответствовать ситуации взаимодействия, идея отчёта должна стать другой. Оформить знание, состоящее из разных фокусировок, отношения между которыми создают дополнительные смыслы, по трафарету, невозможно. Композиция и композиционная законченность предъявляют требования к способности психодиагноста быть автором сюжета, аналитически выявлять и синтетически обрабатывать массив данных, творчески их осмыслять, свободно владеть стилистическим разнообразием, - с позиций сегодняшнего дня подготовка таких психологов представляется недостижимой задачей. Вместе с тем, подготовка писателей, композиторов, кинорежиссёров, то есть сохранение и передача опыта, как создаётся произведение и воплощается идейно-содержательное единство, практикуется давно и успешно. Требуется лишь желание посмотреть на проблему подготовки психодиагностических кадров в другом ракурсе, намерение вывести умение написать психологическое заключение с уровня ремесла на уровень авторского исполнения, психодиагностического мастерства и выработки узнаваемого почерка мастера.
Придут ли в профессиональный психологический мир такие новшества, как признание легитимным разнообразия «жанров» заключения, дополнение дискурса «протокола» дискурсом «эссе», а нейтральной интонации повествования – авторской интонацией? Соседствующие и взаимодействующие структуры подсистем, система и надсистема не отменяют друг друга, а соотносятся друг с другом, психологическое заключение, которое сумеет выразить в понятной любому читателю форме многоосевую парадигму, воспроизведёт такую важную сторону действительности, как её неисчерпаемость в любой конечной интерпретации.
Ближайшие десятилетия покажут, станет ли психодиагностика не ремеслом, а искусством. Несомненно одно, великолепный психодиагностический инструмент, подаренный миру гением Роршаха, явит исследователям ещё много разных открытий.

Список литературы:
1. Ассанович М.А. Тест Роршаха на основе адаптированной интегративной системы Экснера: теоретические и прикладные аспекты // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2002. - № 4.
2. Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория. - М: Дорваль, 1992. – 200 с.
3. Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория. Под ред. Л.Н. Собчик. - М: Каскад, 2005. - 240 с.
4. Бермант-Полякова О.В. Посттравма: диагностика и терапия. - СПб: Речь, 2006. - 248 с.
5. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Роршаха). - Киев: Вища школа, 1979. - 176 с.
6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М: Издательство Моск. Ун-та, 1984.
7. Кочетков Я.А., Соколова Е.Т. Объектные отношения у пациентов с паническим расстройством // Социальная и клиническая психиатрия. - 2006. - № 2. - С. 10-14.
8. Лановой В.Е. Метод «Напишите рассказ». Диагностика, терапия и прогноз. - СПб: Речь, 2006. - 198 с.
9. Нолл Р. Тайная жизнь Карла Юнга. - М: Рефл-бук, 1998. - 432 с.
10. Очерки динамической психиатрии. Транскультуральное исследование / Под ред. М.М. Кабанова, Н.Г. Незнанова. - СПб: Институт им. В.М. Бехтерева, 2003. - 438 с.
11. Проективная психология. Перевод с английского Projective Psychology eds. L. Bellak, L. Abt, New York. - М: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо-Пресс, 2000. - 528 с.
12. Роршах Г. Психодиагностика. Методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия (истолкование случайных образов). Перевод с немецкого В.И. Николаева. - М: Когито-Центр, 2003. - 336 с. – Цитаты со стр. 26, 59, 99.
13. Русское культурное пространство: Лингвокультурологический словарь. - М: Гнозис, 2004. – 318 с.
14. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М: Изд-во МГУ, 1980. - 176 с.
15. Траубенберг Рауш де Н. Тест Роршаха. - М: 2005. - 255 с.
16. Хрестоматия по Роршах-тесту. Под ред. О.В. Бермант-Поляковой. - E-Publishing, 2009. - 188 с.
17. Bornstein R.F., Hilsenroth M.J., Padawer J.R., Fowler J.C. Interpersonal dependency and personality pathology: variations in Rorschach Oral Dependency scores across Axis II diagnoses // Journal of Personality Assessment. – 2000. - № 75 (3). – p. 478-91.
18. Cross-Cultural Studies for Rorschach-Test // Journal of Personality Assessment 2007;89 Suppl 1-112.
19. Ellenberger Henri F. The Life and Work of Hermann Rorschach (1884-1922). - Bulletin of the Menninger Clinic. – 1954. - № 18. – p. 172-219. Цитируется по изданию: Элленбергер Хенри. Жизнь и труды Германа Роршаха (1884-1922). Авторизованный перевод на русский Р.Н. Гольдштейна. – E-Publishing, 2008.
20. Exner, John E. Jr. A Rorschach Workbook for the Comprehensive System. Fifth Edition. - Published by Rorschach Workshops, Ashville, North Carolina, 2001. - 323 pp.
21. Exner J.E., Colligan S.C., Boll J.T. et al. Rorschach Findings Concerning Closed Head Injury Patients // Assessment. – 1996. – V. 3, № 3. – p. 317-326.
22. Holaday M., Sparks Ch.L. Revised Cuidelines for Urist's Mutuality of Autonomy Scale (MOA) // Assessment. – 2001. – V. 8, № 2. – p. 145-155.
23. Leavitt F., Labbot S.M. Rorschach Indicators of Dissociative Identity Disorders: Clinical Utility and Theoretical Implications // Journal of Clinical Psychology. – 1998. - V. 54 (6). – p. 803-810.
24. Lerner Paul M. Psychoanalytic perspectives on the Rorschach. – The Analytic Press, Hillsdale, NJ, London, 1998.
25. McGrath Robert The Rorschach in the Context of Perfomance-Based Personality Assessment // Journal of Personality Assessment – 2008. - № 90 (5). – p. 465-75.
26. Perry W., Potterat E., Kaplan E., Jeste D. A Neuropsychological Approach to the Rorschach in Patients With Dementia of the Alzheimer Type // Assessment. - 1996. – V. 3, № 3. – p. 351-363.
27. Ritzer J.B., Slivko-Kolchik Elena B., Oleichik Igor V. Assesing Depression in Russian Psychiatric Patients: Validity of MMPI and Rorschach // Assessment – 2001. – V. 8, № 4. – p. 373-389.
28. Psychodynamic Diagnostic Manual. - PDM by Alliance of Psychoanalytic Organizations, 2006. - 600 p.
29. Sprohge E., Handler L., Plant D.D., Wicker D. A Rorschach Study of Oral Dependence in Alcoholics and Depressives // Journal of Personality Assessment. – 2002. - № 79 (1). – p. 142-60.
30. Weiner I.B. Using the Rorschach Properly in Practice and Research // Journal of Clinical Psychology. – 2000. – V. 56 (3). – p. 435-438 (2000).
31. Weiner Irving B. Principles of Rorschach Interpretation. - Mahwah, New Jersey, London: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1998.
32. Zillmer E.A. Perry W. Cognitive-Neuropsychological Abilities and Related Psychological Disturbance: A Factor Model of Neuropsychological, Rorschach, and MMPI Indices // Assessment. – 1996. – V. 3, № 3. – p. 209-224.
Tags: 2011, 2012, цитаты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment