cheglova_prof (cheglova_prof) wrote in ru_psiholog,
cheglova_prof
cheglova_prof
ru_psiholog

Categories:

СЦЕНАРИЙ ГЕРОЯ. АРХЕТИПЫ, ПЕСНИ, СУДЬБЫ

Героический жизненный сценарий характеризуется преобладанием в характере его носителя архетипических ролей Принца и  Воина. Ведущий мотив этого сценария – игра со смертью. Когда преобладает Принц с его стремлением к эффектам и впечатлениям, а Воин играет подчиненную роль, обеспечивая героя необходимыми навыками владения оружием, возникают хрестоматийные образы романтического гусарско-мушкетерского цикла:


Меня зовут юнцом безусым.

Мне это, право, это, право, все равно.

Зато не величают трусом.

Давным давно, давным давно, давным-давно!

(Слова А. Гладков, музыка Т. Хренников)

Пора-пора-порадуемся на своем веку

Красавице и кубку, счастливому клинку!

Пока-пока-покачивая перьями на шляпах

Судьбе не раз шепнем: «Мерси боку»…

(слова Ю. Ряшенцева, музыка М. Дунаевского)

Когда же преобладает Воин, характер героя, а подчас и жизненные сценарии авторов таких произведений, приобретают прозаические, но оттого не менее, а, может быть, и более героические, а, подчас, и высоко трагические черты:

Россия нес не балует ни славой, ни рублем,

Но мы – ее последние солдаты.

И, значит, надо выстоять, покуда не помрем.

Аты –баты. Аты-баты.

(Слова, музыка С. Трофимов)

Язык Героя – язык декларации, агитки, манифеста. Он всегда знает очень точно, что любит, а что ненавидит. И часто с вызовом бросает это миру в лицо. Как перчатку.

Я не люблю уверенности сытой –

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, что слово «честь» забыто.

И что в чести – наветы за глаза…

 (В.С.Высоцкий)

В его речи много экстремально напряженных телесных образов – он живет, дышит и поет «на нерве», «на разрыв аорты»… Время спрессовано, а чувства накалены, и захватывает дух, когда глядишь на его манеру жить:

«Он не вышел ни званьем, ни ростом.

Не за славу, не за плату.

На свой, необычный манер.

Он по жизни шагал над помостом.

По канату, натянутому, как нерв».

(В.С.Высоцкий)

Жизненный сценарий Героя априорно трагичен, поскольку сопряжен с безвременной смертью. Герой всегда одинок и предан высокому идеалу, всегда настороже, рискует собою и смерть принимает почти с благодарностью, особенно если удается умереть красиво. Создается впечатление, что он давным-давно к этому готов, лишь только выжидает момента. Когда мизансцена сложится.

Ты прости меня, Господи праведный,

Что на свете живу сгоряча.

Просто рвется душа моя на люди

Под тяжелый топор палача.

Гибко реагировать на превратности жизни и приспосабливаться, спасая жизнь и благополучие – Герой не способен. Какое уж тут бренное благополучие, когда человек может с самой судьбою рассчитаться одним махом, да с Господом говорить задушевно… И собственная жизнь – далеко не есть абсолютная ценность. А средство для чего-то большего. За что болит душа. И ее много – этой боли. И от несправедливостей и уродств жизни. И от самого вида тех, кто эти несправедливости и уродства порождает и на них наживается.. .

«Можно встать в стороне у обочины

И в народе прослыть мудрецом.

И на людях скрывать червоточины

Под муляжным терновым венцом…

Только мне почему-то не хочется,

Чаевые зажав в кулаках,

Называть полудурка высочеством,

Скаля рот аж до хруста в висках…»

(С. Трофимов)

Он прям и честен. Не терпит двоедушия, колебаний, сомнений. Черное – это черное. Всегда. А белое – это белое. И честь – превыше всего… Это одно из главных слов в его лексиконе. И доверие его безгранично – тем, кто разделяет его кодекс чести.

И во веки веков, и во все времена

Трус, предатель - всегда презираем,

Враг есть враг, и война все равно есть война,

И темница тесна, и свобода одна -

И всегда на нее уповаем.

Время эти понятья не стерло,

Нужно только поднять верхний пласт -

И дымящейся кровью из горла

Чувства вечные хлынут на нас.

Ныне, присно, во веки веков, старина, -

И цена есть цена, и вина есть вина,

И всегда хорошо, если честь спасена,

Если другом надежно прикрыта спина.

(В.С. Высоцкий)

 «Если не я, то кто же!» И он, не раздумывая, первым бросается на битву, на помощь своим, чтобы  “жизнь положить за други своя”, «за дедов, за хаты, за родимый край, за малых ребяток, за хлеба каравай»…за право соотечественников спокойно жить, растить детей, работать... А уже дальше идут они - те, которые защищают своё. Но им нужно дать время собраться. А враг не ждет. И подвиг Героя будут помнить, о нем сложат песни и легенды.

Часто к Родине – особое отношение. Это слово для него – всегда с заглавной буквы. Душа болит – за нее. «За державу обидно…» как сказал таможенник Верещагин из легендарного «Белого солнца пустыни» в исполнении Павла Луспекаева… И – вечная «орлянка» с судьбой. И даже Победа – не триумф и апофеоз, не праздник и не заслуженная компенсация от благодарного Отечества,  а знак того, что «еще поживем маленько»:

«Ваше благородие, госпожа Победа.

Значит, моя песенка до конца не спета.

Перестаньте, черти, клясться на крови.

Не везет мне в смерти –

Повезет в любви».

(Б. Окуджава)

Если у него есть близкие, то их удел - ждать... и, очень часто, - не дождаться.

А ведь в любви ему везет, как никому другому. Каждый его мирный миг – не гарантирован. И воспринимается любящими его как особый драгоценный дар. Он откровенен и прям -  и в битве, и в страсти.

Я люблю, и, значит, я дышу.

Я люблю, и, значит, я живу

(В.С.Высоцкий)

Яркая жизнь и безвременная кончина «на взлете»… Это очень русский сценарий. Наша военная доктрина «До последней капли крови», «Умираем, но не сдаемся», «Победа любой ценой».

И если нет большой беды и войны – воспаленная напряженность эмоций найдет себе другие шлюзы.

Или сильно сократить с помощью алкоголя и наркотиков, как Высоцкий. А сколько их – прекраснейших мужиков русских спивается, так и не дожив, не долюбив, не реализовавшись. Самое страшное, что я пережила в жизни – зрелище в больнице «Матросская тишина», во время курса переподготовки по психотерапии на групповом сеансе психотерапии больных алкоголизмом. Столько красивых, породистых, привлекательных мужчин в одном месте я не видела ни на одной научной конференции, ни на одном светском мероприятии… И у всех – один диагноз – алкоголизм. И все в этом отделении – далеко не в первый раз…

Почетную гибель в бою также можно заменить автомобильной катастрофой... Как Виктор Цой... Он был божественно талантлив. И прекрасно описал этот сценарий. И воплотил его, к сожалению:

…И я знаю, что так было всегда,

Что судьбою больше любим,

Кто живет по законам другим,

И кому умирать молодым…

А что же у него есть для себя самого? Для собственной души? Что соединяет  его с жизнью? И выясняется, что в сердцевине его мужественно-ироничного Воинского естества таится трогательная незащищенность Юного Принца… Помните, у Маяковского – «бабочка поэтиного сердца»…

Я знаю, мое дерево завтра может сломать школьник,

Я знаю, мое дерево скоро оставит меня...

...Но, пока оно есть, я всегда рядом с ним.

Мне с ним радостно. Мне с ним больно.

И мне кажется, это мой сын.

Мне кажется, это мой мир.

Я посадил дерево...

Я посадил дерево...

И узы Конца для него сильнее, чем узы Начала. Похоже, вся жизнь для его героя - действительно лишь подготовка к решающему Поступку. И его кредо – вот оно.

…А жизнь – только слово. Есть лишь любовь, и есть смерть.

Эй, а кто будет петь, если все будут спать?

Смерть стоит того, чтобы жить,

А любовь стоит того, чтобы ждать.

На месте его гибели в Латвии установлен памятник. И на памятнике высечены именно эти слова.

Игорь Тальков. Тоже властитель дум своего времени. Тоже безвременная гибель. У него было удивительно трагическое восприятие жизни. Такое впечатление, что она представлялась ему сплошной нештатной ситуацией.

Я мечтаю вернуться с войны,

На которой родился и рос -

На руинах нищей страны

Под дождями из слез.

Но не предан земле тиран,

Объявивший войну стране.

И не видно конца и края

Этой войне.

Слушая эту песню, я не раз задавалась вопросами: а обязательно ли нужно вступать в бой, заранее зная, что будешь поверженным? Может быть, стоит его отложить, чтобы накопить силы и здраво обдумать ситуацию? И, может быть, придумать, что можно реально сделать для страны уже сейчас, будучи живым? Но тогда это был бы не героический сценарий. Но послушаем дальше:

Я завтра снова в бой сорвусь,

Но точно знаю, что вернусь, -

Пусть даже через сто веков, -

В страну не дураков, а гениев.

И, поверженный в бою,

Я воскресну и спою

На первом дне рождения страны,

Вернувшейся с войны.

(Игорь Тальков)

Может быть, вера в свое грядущее воскресение и есть основа сценария Героя? Детская вера в то, что смерть – это не навсегда? Похоже, что в структуре личности такого человека доминирует Родительское состояние, хранящее ценности рода, семьи, страны, общечеловеческие ценности. Взрослая же часть души всецело поглощена изучением и трансляцией этих ценностей в стихах и песнях, в освоении искусства войны, проводя время своей жизни за постоянной шлифовкой мастерства. Детская часть души, захваченная и восхищенная, преданно служит им, отдавая все силы и все соки, и, рано или поздно, истощается, выгорает. И – рано или поздно приносится в жертву – вместе с жизнью.

В основе этого сценария – невозможность принять этот мир и свою жизнь в нем «как есть», приспособиться. Герой смотрит на мир и сравнивает его с идеалом. Таким, как ему представляется.

И знаменем такого взгляда на жизнь мне представляется стихотворение «Истина» из «Мемориала Микеланджело» Андрея Вознесенского:

Я удивляюсь, Господи, Тебе.

Поистине, кто может, тот не хочет.

Тебе милы, кто добродетель корчит,

А  я не умещаюсь в их толпе.

Я твой слуга. Ты свет в моей судьбе.

Так связан с солнцем на рассвете кочет.

Дурак над моим подвигом хохочет,

И небеса оставили в беде.

За истину борюсь я без забрала.

Деяний я хочу, а не словес.

Тебе ж милее льстец или доносчик.

Как небо на дела мои плевало,

Так  я плюю на милости небес.

Сухое дерево не плодоносит...

И все же – если бы их не было в мире, - таких вот неуемных, одержимых, преисполненных грозного мужества и одновременно пронзительно незащищенных, - какой была бы наша жизнь? 


Tags: &эссе, 2011, 2012, цитаты
Subscribe

  • Одиночество убивает

    Добрый день! Так уж сложилось, что за целых 26 лет моей жизни у меня ни разу не было отношений с девушками. Я им просто не нравлюсь. У меня нет…

  • (без темы)

    Добрый вечер сообщники. Я неоднократно писала сюда и всегда находила ответы. Сейчас так сложилось,что в жизни у меня образовался вакуум и тотальное…

  • Как выходить из состояния одиночества?

    Когда-то проблем с шириной круга общения не было. Были живы многие родственники, которых сейчас уже нет. Еще не создали свои семьи молодые…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 78 comments

  • Одиночество убивает

    Добрый день! Так уж сложилось, что за целых 26 лет моей жизни у меня ни разу не было отношений с девушками. Я им просто не нравлюсь. У меня нет…

  • (без темы)

    Добрый вечер сообщники. Я неоднократно писала сюда и всегда находила ответы. Сейчас так сложилось,что в жизни у меня образовался вакуум и тотальное…

  • Как выходить из состояния одиночества?

    Когда-то проблем с шириной круга общения не было. Были живы многие родственники, которых сейчас уже нет. Еще не создали свои семьи молодые…