m_d_n (m_d_n) wrote in ru_psiholog,
m_d_n
m_d_n
ru_psiholog

Categories:

Скажите мне, как вы увольнялись или разводились, - и я скажу вам, что окружающие думают о вас (с)

Цитируем по книге: Комаров К.Э. "Трудные" дети: инструкция по взаимодействию. Методическое пособие для сотрудников органов внутренних дел. М: Генезис, 2009. 224 с.

Со стр. 44 – 45
Оценка ребёнка как "трудного" отражает преимущественно мнение о нём родителей и педагогов, а не его конкретные психофизиологические характеристики. Часто забывается о том, что дети с отклоняющимся поведением трудны в первую очередь для самих себя.


87298
Обычно ребёнка относят в эту категорию по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормальной учёбы в школе. Психологи и педагоги предложили несколько систем типологизации "трудных" детей. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда трудный ребёнок становится асоциальным подростком, что часто создаёт путаницу в понимании сути явления и формирует стереотип "трудного" ребёнка как неуправляемого подростка. Одна из наиболее полных разработанных систем принадлежит А.И. Кочетову. Он выделяет такие типы "трудных" детей (до 6-8 летнего возраста):
1) Дети с нарушениями в сфере общения,
2) Дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией, или, наоборот, пассивные, равнодушные)
3) Дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные).
В дальнейшем из трудных детей формируются подростки с отклоняющимся поведением, которых можно разделить на следующие категории (от 8 до 17-20 лет):
1) Циники – вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей, нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми, сознательно противопоставляют себя обществу,
2) Неустойчивые – не имеют твёрдых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств, их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации, подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять,
3) Зависимые – подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки сильные желания: зрелищ, развлечений, вкусной еды, табака, алкоголя, наркотиков и т.д. Эти желания оказываются у них сильнее, чем нравственные чувства и "внутренние тормоза", и удовлетворяются недозволенным образом,
4) Аффективные – подростки, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.

Со стр. 51-59
Типы отклоняющегося поведения
Уходы из дома и бродяжничество
Бродяжничество – выражается в повторяющихся уходах из дома либо из школы, интерната или другого детского учреждения. Может быть как осознанным действием, так и формой патологических реакций (неконтролируемым действием).
Бродяжничество встречается чаще всего в возрасте от 7 до 17 лет, преимущественно у мальчиков. Начиная с 14-15 лет, проявления уходов и бродяжничества постепенно сглаживаются. Формирование склонности к бродяжничеству напрямую зависит от индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего и от факторов микросоциальной среды, его окружающей.

Существует определённая этапность формирования данного процесса.
Так, первый этап, часто кратковременный, - начало уходов из дома – обычно является реакцией на внешний раздражитель и выражается в психологически понятных и ситуационно обусловленных уходах. Несовершеннолетний уходит из дома во время ссоры родителей или после физического наказания, не идёт на занятия в школу, а слоняется по улица в тот день, когда предстоит урок учителя, с которым установились конфликтные отношения, уходит из школы, где у него не установились товарищеские отношения.
В случае выявления факта первичного ухода из дома необходимо выяснить:
- Что явилось причиной ухода.
- Насколько внятно и чётко ребёнок помнит обстоятельства принятия им решения об уходе, обстоятельства самого ухода и события, которые происходили с ним далее.
- Как ребёнок вернулся домой – самостоятельно или был кем-то приведёт.
- Что думает несовершеннолетний о своём поступке, как его оценивает, может ли его повторить и при каких условиях.

Второй этап характеризуется привычными, фиксированными уходами, мотивы которых не сразу понятны и психологически не всегда объяснимы. На этом этапе уходы учащаются и возникают по незначительному поводу (небольшое замечание, плохо подготовленное домашнее задание, ожидание неприятной встречи, представление о возможности посетить интересное место и т.п.) Появляется своеобразный патологический стереотип поведения в виде уходов. Дети нередко уходят в одни и те же часы, идут по привычному маршруту, отдыхают и ночуют в одних и тех же местах. Часто уходы совершаются бездумно, без какого-либо осознанного плана. В происхождении уходов на этом этапе несомненна роль патологически повышенных влечений. Вместе с тем непреодолимого влечения к уходам на этом этапе нет. Многие случайные обстоятельства (приезд родственников, передача нового кинофильма по телевидению, какое-либо школьное событие) могут остановить подростка. Возможны более или менее длительные периоды отсутствия уходов из дома.
При повторном уходе из дома необходимо повышенное внимание к несовершеннолетнем, желательна консультация у специалиста-психолога, следует поставить в известность учителей школы, инспектора по делам несовершеннолетних. Несомненно, каждый факт ухода должен быть предметом обсуждения с подростком и поводом для внимательного рассмотрения сложившейся вокруг него ситуации.

Во многих случаях вслед за описанным этапом наступает период обратного развития синдрома уходов, во время которого уходы становятся всё более редкими, менее продолжительными, замещаются кратковременными обоснованными отлучками (встречи с товарищами, групповые походы в кинотеатры, турпоходы и т.п.). В данной ситуации нельзя говорить о какой-либо скрытой патологии психики подростка, а только о специфических индивидуально-личностных особенностях.
Значительно реже наступает третий этап, когда уходы и бродяжничество становятся непреодолимыми, импульсивными, ребёнок или подросток не в силах им противостоять, то есть этот этап – истинно патологический. Начало третьего этапа обычно характеризуется нарастанием количества и длительности уходов, многие из которых носят импульсивный, неконтролируемый характер. При возникновении третьего этапа склонность к бродяжничеству сохраняется и в зрелом возрасте. Неблагоприятное развитие ситуации обычно имеет место также в случаях, когда первые уходы носят необоснованный характер, будучи связаны с изменением настроения или неодолимым влечением. Здесь необходимы консультации специалиста-психиатра либо комплексное психиатрическое обследование.

Все типы первых уходов или побегов можно разделить на реактивные (как реакция на внешнюю ситуацию), планируемые и немотивированные.

Реактивные уходы чаще всего наблюдаются детей и подростков, имеющих в характере заострённые черты: повышенную обидчивость и чувствительность. Первые уходы в большинстве случаев связаны с сильными переживаниями обиды, ущемлённого самолюбия (например, после физического наказания) и являются формой проявления реакции протеста либо вызваны страхом наказания, тревогой по поводу предстоящей ответственности за тот или иной поступок, получением неудовлетворительной оценки в школе и т.п.
Начальные уходы у детей и подростков с преобладанием черт эмоционально-волевой неустойчивости, проявлениями психического инфантилизма, часто обусловлены боязнью трудностей, связанных с учёбой. Поэтому в этих случаях чаще встречаются уходы из школы, повторяющиеся прогулы, особенно в дни более трудных занятий, а также уходы, связанные с переменой школы, появлением нового, более требовательного педагога и т.п.
У подростков, особенно с преобладанием неустойчивых и гипертимных черт характера (приподнятое настроение, энергичность, стремление к лидерству), первые уходы могут быть выражением свойственного данному возрасту стремления освободиться от излишней опеки родителей и воспитателей, выйти из-под их контроля. Иногда первые уходы и побеги у подростков с истероидными чертами личности (эгоцентричность, стремление к похвалам, славе) носят характер демонстративного поведения, связанного со стремлением привлечь к себе внимание, вызвать жалость и сочувствие, добиться удовлетворения каких-либо желаний.
Планируемые уходы чаще наблюдаются у детей и подростков с выраженной эмоционально-волевой неустойчивостью и с повышением влечений. Они тесно связаны с особой потребностью в новых, постоянно меняющихся впечатлениях, а также с усиленным стремлением к удовольствиям и развлечениям. Непосредственными ситуационными факторами, приводящими к появлению уходов, в этом случае могут быть:
- случайно услышанное сообщение о каком-либо происшествии, случившемся неподалёку (пожар, драка и т.д.),
- телевизионная передача или художественный фильм определённого содержания,
- предложение товарища пойти куда-либо, заняться чем-то увлекательным и т.п.
К этому типу уходов близко примыкают уходы, связанные с жаждой приключений, свойственные подросткам, особенно с неустойчивыми чертами характера. В этом случае подростки нередко убегают из дома вдвоём или даже небольшой группой, могут уезжать на далёкое расстояние с целью побывать в новом городе, попасть в какую-нибудь экзотическую страну, отыскать спрятанный клад и т.д. Таким побегам обычно предшествует специальная подготовка – приобретение необходимого снаряжения, заготовка продуктов.
Немотивированные уходы встречаются значительно реже. Они возникают без понятных психологических мотивов. В этих случаях возможны разные варианты поведения несовершеннолетних. Более частым из таких "безмотивных" уходов является вариант, обусловленный возникающим время от времени настроением дисфорического характера (негативным эмоциональным состоянием раздражительности или озлобленности) и появлением острого стремления к освобождению от стесняющего режима, к перемене обстановки. Уходы данного типа могут наблюдаться уже в возрасте 7-8 лет.
Другой вариант немотивированных уходов характеризуется импульсивностью. В отличие от предыдущего варианта стремление к уходу в этом случае непреодолимо и реализуется вне зависимости от ситуации, причём ребёнок всегда уходит один. В основе ухода лежит импульсивное неодолимое влечение. Иногда такие уходы возникают и в дошкольном возрасте.
Дети более старшего возраста нередко осознают болезненный характер стремления к уходам, говорят, что на них "внезапно находит" желание куда-то уйти, стесняются этого.
Импульсивное влечение к уходам и бродяжничеству чаще наблюдается у детей хмурых, недовольных, нередко злобных, склонных к сильному и относительно кратковременному нервно-психическому возбуждению, негативным эмоциональным состояниям.
Особое место среди "безмотивных" уходов занимают случаи, когда уходы возникают без всякого внешнего повода и в то же время без выраженного изменения эмоционального состояния и без отчётливого участия неодолимого влечения, на "эмоционально холодном фоне". При этом дети уходят всегда в одиночку, неожиданно для близких, бесцельно блуждают, не проявляя отчётливого интереса к ярким зрелищам, не стремясь к новым впечатлениям. Часто они часами катаются в метро, электричках, блуждают по лесу, неохотно вступают в контакт, если к ним обращаются прохожие, не обращают внимания на свой внешний вид, не объясняют мотивов своих уходов. Спустя некоторое время они возвращаются самостоятельно, или их приводят взрослые. При этом дети ведут себя, как будто они никуда не уходили.

Со стр. 205-207
Подростки испытывают необходимость выйти в жизнь без указаний взрослых, помощь часто рассматривается ими как попытка вмешаться, забота взрослых – обидное отношение "как к маленькому", советы воспринимаются как команды.
Помните, что ничего ненормального нет в том, что поведение подростка изменчиво и непредсказуемо, что он впадает из одной крайности в другую. Например, он любит родителей и одновременно ненавидит их.
Не старайтесь казаться слишком понимающим и избегайте высказываний в духе: "Я отлично знаю, что тебе нужно". Подростки абсолютно уверены в своей уникальности.
Различайте согласие и разрешение, терпимость и санкционирование. Взрослые вполне могут терпимо относиться к нежелательным поступкам детей (например, к новой причёске) – то есть к поступкам, которые не были санкционированы, не поощрялись.
Разговаривайте и действуйте как взрослый. Не соперничайте с подростком, ведя себя так же, как он, или используя молодёжный жаргон. Подражание молодёжному стилю и жаргону только подрывает ваш авторитет.
Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны. Ограничьте комментарии, относящиеся к дурным сторонам характера подростка. Напоминание о недостатках может очень сильно осложнить ваше общение.
Избегайте акцентирования слабых сторон. Подросток чувствует боль, когда другие обнаруживают слабые стороны его характер. А если причина этой боли – близкие люди, то она не проходит ещё дольше.
Помогите подростку научиться мыслить самостоятельно. Не усиливайте зависимость от вас. Говорите языком, который может развить независимость: "Это твой выбор", "Сам реши этот вопрос", "Ты можешь отвечать за это".
Правда и сочувствие рождают любовь. Не торопитесь реагировать, постарайтесь внести ясность в те факты, которые, по вашему мнению, могли быть извращены. Взрослые, скорые на расправу, не научат уважать правду.
Уважайте потребность в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться многим невозможным.
Научитесь разговаривать, а не читать лекции. Избегайте заявлений типа: "Когда я был в твоём возрасте…", "Это меня ранит больше, чем тебя".
Не навешивайте ярлыки "Ты глупый, ленивый" и т.д. Дети склонны соответствовать тому, что о них думают.
Избегайте неоднозначных высказываний. Обращение к подростку должно содержать одну информацию: запрет, полное разрешение или открытая возможность сделать выбор.
В любом случае не сгущайте краски и сохраняйте чувство юмора!
Конец цитаты.

Вопросы для желающих проверить себя:
Какой паттерн поведения раньше назывался "каинит", а какой называется сейчас "диссоциативное состояние"?
Обратили ли вы внимание на подзаголовок цитируемой книги?
Как вы считаете, есть ли сходство между рекомендациями для жён в конфликте женщины и мужчины, которые пишут в комментариях в ру_психолог, и рекомендациями книги инспектору по делам несовершеннолетних, как вести беседу с трудным подростком?

Искренне ваша,
Ольга Викторовна
Tags: 2013, 2014, модеративное, свободная дискуссия
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Накатили мысли об авто

    Коллеги обсуждали авто и вождение, и меня триггернуло. О своих грустях и завистях я писал уже как-то, но отдельно хочу выделить зависть к…

  • (без темы)

    Я пытаюсь понять, почему у меня желание развестись. Не разводиться или нет, а почему каждый раз, когда у меня возникают более-менее длительные…

  • Мои проблемы. Не знаю, как справиться

    Очень длиннопост. Копия из моего профиля, но мягче изложенная. Пишу просто, чтобы выговориться... Может, кто прочтёт. Может, кто даст дельный совет,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 120 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Community

  • Накатили мысли об авто

    Коллеги обсуждали авто и вождение, и меня триггернуло. О своих грустях и завистях я писал уже как-то, но отдельно хочу выделить зависть к…

  • (без темы)

    Я пытаюсь понять, почему у меня желание развестись. Не разводиться или нет, а почему каждый раз, когда у меня возникают более-менее длительные…

  • Мои проблемы. Не знаю, как справиться

    Очень длиннопост. Копия из моего профиля, но мягче изложенная. Пишу просто, чтобы выговориться... Может, кто прочтёт. Может, кто даст дельный совет,…