marching_heart (marching_heart) wrote in ru_psiholog,
marching_heart
marching_heart
ru_psiholog

Categories:

Как обрести "талант"? Личные наблюдения о развитии в искусстве.

Добрый день, уважаемые читатели сообщества!
Дисклеймер: возможно, некоторые помнят по моим комментариям, что я не психолог и не имею никакого отношения к психологии как науке с какой-либо стороны. Кроме того, я не претендую на звание специалиста или какой-либо абсолют своих утвеждений в этой и других публикациях.
По сугубо личным и эгоистичным причинам, я давно заинтересован в поиске практичных и работающих приёмов, которые способны помочь повысить качество моей жизни и решить конкретные (и чаще - распространённые) психологические проблемы в вопросах, связанных с профессиональным развитием.

Благодаря отчасти личному опыту, отчасти чужому, за последние несколько лет у меня накопилось много наблюдений, касающихся профессионального развития в искусстве. На мой взгляд, это одна из наиболее интересных сфер для дискуссии о профессиональном развитии, потому как исторически обросла значительным количеством стереотипов. Сегодня я хочу написать о главном из них.
Кроме того, я знаю не понаслышке, насколько деструктивными бывают компромиссы, на которые идут люди из-за того, что по их мнению к сфере их интересов у них "нет способностей". Я надеюсь, что они найдут здесь ответы на многие свои вопросы.


Существует немало точек зрения на вопросы оценки искусства. Для единства дискуссии я предлагаю:
- признать искусство ценным в той или иной мере только в том случае, если оно нужно кому-нибудь ещё, кроме автора;
- определить желаемый результат творческой деятельности как тот, который при соответствии субъективным критериям качества самого автора, найдет одобрение у наибольшего числа других людей в желательной аудитории.

На повестке у нас несколько простых вопросов:
1. Что такое "талант"? Почему при равных затратах усилий и времени одни люди достигают лучших результатов, чем другие?
2. Что с этим можно сделать?


Талант - очень популярная и очень абстрактная категория. Обычно этим называют имеющиеся без предварительного развития определённые способности, либо феномен достижения больших результатов при равных с другими людьми затратами усилий и времени.
Не нужно глубоко копать, чтобы несостоятельность этого понятия стала очевидна.
Основная трудность в этом вопросе заключается в том, что, говоря языком маркетинга, сложно оценить потребительскую ценность произведения искусства как товара. В связи с этим, трудно представить какие-либо очевидные технологии достижения желаемого результата, и это, на мой взгляд, и есть причина появления понятия "талант".

Но перейдем к делу.
Итак, воображаемая ситуация, с аналогами которой все знакомы. Два человека. Примерно в одно время они начинают заниматься тем или иным видом искусства со схожей интенсивностью. Один из них достигает лучших результатов, чем другой, и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе. Почему?

На мой взгляд, ответ на этот вопрос заключён в трёх основных отличиях "талантливых" людей от остальных.

1. Больший (в том числе неявный) схожий опыт.
Это основная особенность, с которой во многом связаны и следующие. Скорее всего, они имеют совершенно различный прошлый опыт. Да, возможно гитару в руки они взяли в одно время, но один из них всё детство слушал, как играет брат (или даже сосед), пусть и не пробовал сам. Он слышал термины теории музыки всё детство вокруг себя, и потом они стали запоминаться так легко и свободно, будто он их уже когда-то знал.

Как компенсировать: никак. Это можно сравнить с тем, что один из двоих имел предварительную подготовку. Единственный выход - заниматься более интенсивно прямо сейчас.

2. Позитивное "видение себя" в деле.
Это можно назвать и просто "уверенностью в себе", но будет недостаточно полно. Здесь я хочу сказать о различном отношении к себе в процессе дела, о различных ожиданиях и различном отношении к результату. Этот пункт так же плотно связан с прошлым опытом.
Здесь проще на примере.
Решивший, наконец, похудеть, и пришедший в спортзал человек, стремится скорее решить проблему, которая беспокоит его. Он полон постоянного ожидания, крутится перед зеркалом после каждой тренировки и быстро морально "сгорает", решив, что это не для него или даже убедив себя, что "это мне не нужно".
Человек, выросший в семье спортсменов, часто знает и уверен, что может достигать тех или иных спортивных результатов в процессе тренировок. Он видел это всё детство, и знает, что раз могли его родители, то может и он.
Уверенность дает ему мотивацию совершенно иного рода и иной подход к процессу. Тренируясь, он не "спасается" от проблемы, а совершенствует себя. Он понимает, что каждый раз он становится лучше, и результат придёт. Занятия не тратят его моральных сил, он не страдает от собственных высоких ожиданий и не расстраивается из-за локальных неудач. К тому же, он смелее, инициативнее, активнее.

В искусстве это проявляется немного сложнее.
Произведение искусства часто условно делят на техническую и эстетическую его часть.
За некоторыми оговорками, это деление не более, чем иллюзия. Технической части не существует, существует изучение опыта создания других произведений искусства. Это, безусловно, полезно, но не означает, что Вы обязаны пользоваться схожими с Вашими предшественниками инструментами или вообще идти по схожему пути.
А вот эстетическая (я бы назвал её просто "творческой") часть решает всё.
Один скажет себе: "Мне ещё рано создавать свои работы, потому как я не знаю того-то, того-то и того-то. Кроме того, у меня мало опыта."
Другой спросит: "А что если попробовать вот так?"
Перспективы очевидны.

Мне известны примеры, когда ввиду крайне низкой компетенции окружения, человек получал большой положительный отклик на своих первых этапах в творчестве от ближайшего окружения, что сформировало в нём положительную мотивацию и видение себя в деле, и затем позволило выйти на достаточно серьезный уровень. Последующая же оценка начальных результатов говорит о том, что "вводные" были явно ниже средних.
Кстати, отчасти к такому случаю я могу отнести и себя.

Как компенсировать: проверенный метод - заставить себя выбросить все из головы и дойти до первых серьезных результатов своим трудом, несмотря ни на что. Сделав это один раз, Вы многое сможете понять о процессе роста, и, скорее всего, дальше будете решать схожие проблемы проще. В искусстве - постарайтесь забыть о качестве и технике, вспомнить о созидании. Всё это не имеет никакого смысла, если Вы ограничиваете себя, боитесь ошибаться и потому теряете способность переосмыслить что-либо по-своему.

3. "Сонастроенное" мышление.
Здесь, надеюсь, люди, хорошо знакомые с академической психологией, помогут мне, познакомят с терминами и дадут своё объяснение в этом вопросе.
В процессе наблюдений, я обнаружил, что люди, достигающие лучших результатов, хорошо фокусируют и своё внимание, и мышление в сфере деятельности, причём это происходит не только в момент творчества, а всегда. Музыканты как бы "плавают" в звуке, художники особо чувствительны к визуальной гармонии, причем даже в повседневной жизни. И я имею ввиду не примитивную "привычку замечать красивое", а небольшое смещение восприятия мира в пользу одного из способов.
Так, я лично знаком с людьми, которые с детства постоянно обращают внимание на тональную высоту обычных, повседневных шумовых звуков.

Как компенсировать: Вы спокойно можете перестроить собственное восприятие окружающего на любой лад, если будете пробовать. Однако, мне ничего не известно о тех случаях, когда это благодаря осознанным упражнениям становилось повседневной привычкой. Сложно утверждать что-либо о том, является ли такое восприятие значительным преимуществом, но оно точно не является непреодолимой преградой. Вы сможете приучить себя фокусироваться в необходимой области во время занятий.
Впрочем, если это приходится делать, то стоит ещё раз спросить себя, действительно ли Вам это нужно? Очень часто именно в таких особенностях восприятия можно найти интересные и комфортные для себя направления деятельности, и это, к слову, не только об искусстве.

Характерной чертой людей с подходящей настройкой мышления (3) и позитивным видением себя в деле (2) является хорошее ощущение процесса. Они интуитивно понимают, из чего складывается желаемый результат, что влияет на восприятие, и в итоге правильно расставляют приоритеты прикладывают усилия.
Кроме того, характерной чертой людей, имеющих связанный с делом предшествующий опыт (1) и позитивное видение себя в деле (2) можно назвать умение работать с промежуточными результатами привычку к интуитивному соблюдению "принципа упражнения". "Принцип упражнения" заключается в последовательной постановке себе все более возрастающих по сложности задач.

Сочетание всех трех качеств формирует наиболее благоприятную почву для развития определённого навыка. Кроме того, пункты 1 и 3 имеют отношение скорее к области, нежели к конкретной специальности. Это даёт возможность, диагностировав у себя ту или иную "настройку мышления" и наличие предыдущего опыта, найти на их пересечении наиболее комфортный для Вас вариант и тем самым решить проблему с видением себя в деле (пункт 2), которая часто связана с неподходящей (или неинтересной) для себя ролью в творческом процессе.

А что для Вас значит слово "талант"?
Если у Вас есть личный опыт серьезных достижений в том, к чему "нет таланта" - делитесь.
Попрошу "свободную дискуссию".
Tags: &эссе, 2013, 2014, свободная дискуссия
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • "Снизьте планку"

    Недавнее горячее обсуждение совета «снизьте планку» для тех, кто ищет пару, показало, что читающие понимают это выражение по-разному. Мне попался…

  • Дискуссионный клуб: Юмор как агрессия

    Сегодня такой заголовок, вероятно, может вызвать недоумение или протест. Во времена более грубые и менее психологизированные агрессивная природа…

  • Processing

    Модеративный пост, в комментариях к которому участники ру_психолог обсуждают то, что вызвало у группы сильный эмоциональный отклик, заставило…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 73 comments

Recent Posts from This Community

  • "Снизьте планку"

    Недавнее горячее обсуждение совета «снизьте планку» для тех, кто ищет пару, показало, что читающие понимают это выражение по-разному. Мне попался…

  • Дискуссионный клуб: Юмор как агрессия

    Сегодня такой заголовок, вероятно, может вызвать недоумение или протест. Во времена более грубые и менее психологизированные агрессивная природа…

  • Processing

    Модеративный пост, в комментариях к которому участники ру_психолог обсуждают то, что вызвало у группы сильный эмоциональный отклик, заставило…