Профессия врача и вопрос личных границ
"Вы давали клятву Гиппократа," - с этой фразы обычно начинается просьба (а чаще - требование) оказать медицинскую помощь, когда смена врача закончилась, он надел пальто и собрался отправиться домой.
Проблема личных границ нигде не стоит так остро, как в медицине. Сложно представить себе бухгалтера, который давал клятву Великим Счетам и должен остаться в выходные, чтобы забесплатно спасти отчетность фирмы; продавца, который давал клятву Святых Печенек и должен ежедевно отпахивать внеурочные два часа, потому что покупатель работает и не успевает к официальному закрытию магазина.
Конечно, цифры и печеньки - это не здоровье человека. И вопросы, когда жизнь больного под угрозой (кровотечение, инсульт, остановка дыхания) не обсуждаются: здесь помогать однозначно надо, забыв про свои дела и бросив все остальное. Более того, только такое поведение является правильным с юридической точки зрения.
Но как быть в ситуациях, когда речь идет о поликлинике, где непосредственной угрозы здоровью (и тем более жизни) человека нет, и он вполне может, однако НЕ ХОЧЕТ, подождать законного времени приема?
Я говорю о пациентах, которые всеми правдами и неправдами раздобывают телефон врача и звонят в нерабочее время, чтобы уточнить дозу препаратов, мнение врача о новом массажном коврике или мази из коровьего навоза и скипидара. А также о тех, кто не успел записаться на прием и просит принять его без записи, хотя случай не слишком серьезный: нет острой боли, а есть, допустим, бессонница и нужен рецепт на таблетки.
Мое мнение такое: нужно максимально жестко выстраивать границы. Заводить рабочий мобильный телефон, который в вечернее время отключается. Не принимать тех, кто пришел с просьбой вроде "примите без записи, мне только таблетки какие-нибудь от головы посоветуйте" (т.к. очевидно, что врач не может без расспроса и осмотра что-то посоветовать). Также отправлять в регистратуру записываться наравне со всеми пациентов, которые заходят к врачу с глазами котика из Шрека и шепчут, что "не шмогли" записаться, и просят принять без записи.
Разумеется, ничего этого я не делаю.
Мой нерабочий телефон все равно узнают пациенты, звонят, и я не могу не ответить. Я разговариваю со всеми "котиками из Шрека" и 90% из них тоже потом принимаю, потому что у них боли, или кончился рецепт на препарат, прием которого нельзя прерывать, или есть на опухоль, или другие серьезные вещи. Наконец, есть группа пациентов с интересными случаями - как из не принять, если самой очень любопытно? А еще древние старички, чьи умственные возможности в силу возраста не позволяют записаться через регистратуру... Еще крупные начальники, которых просит принять главный врач... В общем, границы не очень-то соблюдаются.
Моя приятельница-педиатр, мама трехмесячной малышки, тоже продолжает работу нон-стоп, несмотря на декрет: отвечает на звонки мам, детки которых лежали в ее отделении. В общем, по моим наблюдениям, все мои коллеги, независимо от возраста, отказались от идеи иметь "рабочий телефон" и в той или иной степени превратились во "врачей без границ".
У меня был опыт очень тяжелой работы с ночными дежурствами в инсультном отделении, ночи беготни между пациентами отделения (у кого подозрение на инфаркт, кто просто резко захужел и т.д.), палатой интенсивной терапии (10 человек, из которых 8-9 в коме, скидывают давление и норовят умереть, аппарата ИВЛ нет, реаниматолога нет, мочевых катетеров наперечет) и приемником с поступающими. Наутро надо было идти на прием в поликлинику. Я помню, с каким вожделением смотрела на кушетку в кабинете функциональной диагностики и мечтала поспать хоть полчаса.
Я поняла, что пора уже остановиться, когда обнаружила себя в 1:00 ночи в приемном отделении с упоротым наркоманом, которому надо было исключить менингит (эта болезнь может быть заразной). Я тогда была на 3 месяце беременности. После этого случая я наконец уволилась из стационара и решила, что с границами надо что-то решать.
Сейчас я работаю в поликлинике. И, хоть вместо записанных 15 человек принимаю по факту 30, пока мне удается держать разумный баланс. Я ухожу с работы позже, чем должна, но с улыбкой и на подъеме. Иногда, правда, бываю усталой и злой.
Я не назначаю ничего по телефону, если не видела человека. Принципиально не принимаю хамов. Не выписываю рецептов "по заказу" и не подписываю профосмотры, не видя пациента. Это все.
Я скорее научилась отлично организовывать свое время и юридически подстраховываться, а не ставить жесткие границы.
Я специально не стала писать во врачебные сообщества, потому что мне интересно мнение с "другой" стороны - пациентской. Как вы думаете, где заканчиваются разумные требования к работе врача и начинается манипулирование клятвой Гиппократа?
Какие у вас ожидания от врача: считаете ли вы, что доктор обязан помогать исключительно с 8 до 14:00 по будням или 24/7 в любое время суток?
Как вы считаете, отсутствие границ - это особенность профессии врача или личная проблема?
Прошу свободной дискуссии. Благодарю всех ответивших.
Проблема личных границ нигде не стоит так остро, как в медицине. Сложно представить себе бухгалтера, который давал клятву Великим Счетам и должен остаться в выходные, чтобы забесплатно спасти отчетность фирмы; продавца, который давал клятву Святых Печенек и должен ежедевно отпахивать внеурочные два часа, потому что покупатель работает и не успевает к официальному закрытию магазина.
Конечно, цифры и печеньки - это не здоровье человека. И вопросы, когда жизнь больного под угрозой (кровотечение, инсульт, остановка дыхания) не обсуждаются: здесь помогать однозначно надо, забыв про свои дела и бросив все остальное. Более того, только такое поведение является правильным с юридической точки зрения.
Но как быть в ситуациях, когда речь идет о поликлинике, где непосредственной угрозы здоровью (и тем более жизни) человека нет, и он вполне может, однако НЕ ХОЧЕТ, подождать законного времени приема?
Я говорю о пациентах, которые всеми правдами и неправдами раздобывают телефон врача и звонят в нерабочее время, чтобы уточнить дозу препаратов, мнение врача о новом массажном коврике или мази из коровьего навоза и скипидара. А также о тех, кто не успел записаться на прием и просит принять его без записи, хотя случай не слишком серьезный: нет острой боли, а есть, допустим, бессонница и нужен рецепт на таблетки.
Мое мнение такое: нужно максимально жестко выстраивать границы. Заводить рабочий мобильный телефон, который в вечернее время отключается. Не принимать тех, кто пришел с просьбой вроде "примите без записи, мне только таблетки какие-нибудь от головы посоветуйте" (т.к. очевидно, что врач не может без расспроса и осмотра что-то посоветовать). Также отправлять в регистратуру записываться наравне со всеми пациентов, которые заходят к врачу с глазами котика из Шрека и шепчут, что "не шмогли" записаться, и просят принять без записи.
Разумеется, ничего этого я не делаю.
Мой нерабочий телефон все равно узнают пациенты, звонят, и я не могу не ответить. Я разговариваю со всеми "котиками из Шрека" и 90% из них тоже потом принимаю, потому что у них боли, или кончился рецепт на препарат, прием которого нельзя прерывать, или есть на опухоль, или другие серьезные вещи. Наконец, есть группа пациентов с интересными случаями - как из не принять, если самой очень любопытно? А еще древние старички, чьи умственные возможности в силу возраста не позволяют записаться через регистратуру... Еще крупные начальники, которых просит принять главный врач... В общем, границы не очень-то соблюдаются.
Моя приятельница-педиатр, мама трехмесячной малышки, тоже продолжает работу нон-стоп, несмотря на декрет: отвечает на звонки мам, детки которых лежали в ее отделении. В общем, по моим наблюдениям, все мои коллеги, независимо от возраста, отказались от идеи иметь "рабочий телефон" и в той или иной степени превратились во "врачей без границ".
У меня был опыт очень тяжелой работы с ночными дежурствами в инсультном отделении, ночи беготни между пациентами отделения (у кого подозрение на инфаркт, кто просто резко захужел и т.д.), палатой интенсивной терапии (10 человек, из которых 8-9 в коме, скидывают давление и норовят умереть, аппарата ИВЛ нет, реаниматолога нет, мочевых катетеров наперечет) и приемником с поступающими. Наутро надо было идти на прием в поликлинику. Я помню, с каким вожделением смотрела на кушетку в кабинете функциональной диагностики и мечтала поспать хоть полчаса.
Я поняла, что пора уже остановиться, когда обнаружила себя в 1:00 ночи в приемном отделении с упоротым наркоманом, которому надо было исключить менингит (эта болезнь может быть заразной). Я тогда была на 3 месяце беременности. После этого случая я наконец уволилась из стационара и решила, что с границами надо что-то решать.
Сейчас я работаю в поликлинике. И, хоть вместо записанных 15 человек принимаю по факту 30, пока мне удается держать разумный баланс. Я ухожу с работы позже, чем должна, но с улыбкой и на подъеме. Иногда, правда, бываю усталой и злой.
Я не назначаю ничего по телефону, если не видела человека. Принципиально не принимаю хамов. Не выписываю рецептов "по заказу" и не подписываю профосмотры, не видя пациента. Это все.
Я скорее научилась отлично организовывать свое время и юридически подстраховываться, а не ставить жесткие границы.
Я специально не стала писать во врачебные сообщества, потому что мне интересно мнение с "другой" стороны - пациентской. Как вы думаете, где заканчиваются разумные требования к работе врача и начинается манипулирование клятвой Гиппократа?
Какие у вас ожидания от врача: считаете ли вы, что доктор обязан помогать исключительно с 8 до 14:00 по будням или 24/7 в любое время суток?
Как вы считаете, отсутствие границ - это особенность профессии врача или личная проблема?
Прошу свободной дискуссии. Благодарю всех ответивших.
