Categories:

Шумный класс. А я - учитель.

Здравствуйте, дорогие сообщники! Помогите жизненным опытом - как бывших учеников, как родителей школьников, мб как руководителей детских коллективов.

5 класс, хорошая московская школа. У меня - классное руководство и преподавание профильного предмета.

[Подробно]Проблема простая: дети шумят на уроках. На всех. На замечания уходит примерно пол-урока.
Дети активные, энергичные. У них много интересов и достижений. "Болтологи", держат себя очень свободно. Вообще слабо понимают разницу между взрослыми и детьми.
В начальной школе была очень строгая училка, держала их в кулаке. Какими средствами она держала дисциплину - она не говорит, но вообще она жёсткая и "холодная", что ли. Они её побаивались, не особо любили (сужу по тому, что они сейчас к ней не бегают, хотя пятиклашки...должны бы). Уважали. Говорят, что дисциплину держали у неё на уроках.

Что я пыталась делать (проблеме-то полгода уже):
1) анализировала шум. В порядке убывания вклада он состоит из: выкриков ответа или выкриков типа "спросите меня"; переспрашиваний, вопросов, относящихся к организации учебного процесса (например, "я забыл тетрадь"); поскуливаний, сопровождающих поднятую руку; скрип стульев, падание тетрадей, ручек (это всё очень громко); разговоров с соседом (а некоторые вообще через ряд могут переговариваться).
2) громко призывала к тишине. Если призывать тихо - никто просто не услышит. Раньше работало, сейчас почти нет.
3) Замолкала. Через минуту устанавливается тишина, ещё через 5 минут шум возвращается на прежний уровень.
4) Делала адресные замечания детям ("Даня, перестань разговаривать"). Не работает и не работало вообще.
5) Ходила на уроки к другим учителям и записывала в тетрадку, кто нарушил правила поведения (повернулся, поговорил, выкрикнул...). На этих уроках дисциплина близка к идеальной. На другие уроки это не распространилось. Закончили с этим, потому что учителя не в восторге.
6) Поставила камеру в классе, снимала урок. потом пересматривала. Пыталась анализировать своё поведение, поведение детей. Помогло, но не с шумом (стала лучше готовить уроки :) ). Камеры сначала боялись, теперь нет. Может быть, потому, что нет никаких последствий съемки.
7) Пока самое эффективное. В классе есть маркерная доска, на которой я ставлю "палочки" за хороший ответ и "точечки" за плохое поведение (разговоры в основном). Пять "точечек" - двойка. Пока до двоек ни у кого не дошло, потому что каждые две недели я стираю точечки (вроде моратория). Дети "точечки" не любят и реально замолкают. Но это отнимает так много времени... да и не работает за пределами класса.
8) на контрольных выстраивалась очередь, реально очередь с вопросами... Я справилась с этим, введя режим "трёх вопросов от класса".

Но сегодня ко мне подошла их учительница, которая ещё из начальной школы (по англ). Она очень хорошая. И вот она очень расстроенно сказала, что дети совсем осатанели. Что она не может вести у них уроки. Что она не привыкла так с ними разговаривать. Что в началке такой проблемы не было.
На самом деле, абсолютно все учителя жалуются на поведение, на регулярный срыв уроков. На собрании все как один говорят: плохое поведение, плохое поведение.. а родители сидят и усмехаются, типа "да, наши дети такие".

Теперь о том, что я не могу сделать:

1) не могу выгонять нарушителей за дверь - не имею права;
2) не могу писать докладные на класс - это не приведет ни к какому результату;
3) не могу ставить двойки за поведение - не имею права;
4) не сильно могу объединить свои усилия с усилиями других учителей - коллектив разобщенный;
5) жаловаться родителям - могу, но если просто писать "Вася себя плохо ведёт" - ничего не изменится, получу ответ "спасибо, что сообщили" (в лучшем случае, а то и без ответа). Пригрозить ничем не могу, ибо нечем.

У меня хорошие отношения с детьми. Моё мнение для них важно (например, удалось мотивировать их много участвовать в олимпиадах), но они НЕ ХОТЯТ вести себя хорошо. Захотел - открыл рот и сказал. То есть они как бы совсем наравне со взрослыми.


Я хочу, чтобы дети соблюдали дисциплину на уроках, при этом не убить их активность и энергичность, и по возможности сохранить хорошие отношения с ними. Чтобы они понимали, что значит - быть учеником. Наверно, я косно выражаюсь, но лучше не получается(

P. S. Да, ещё - уроки у нас плотные, насыщенные. Часть классного материала регулярно задаю домой, потому что не успеваем. Так что это не болтовня от безделья...

P. P. S. Я веду ещё параллельный класс. Проблем с дисциплиной нет вообще (соответственно лучше успеваемость и т.д.)