ivolgaye (ivolgaye) wrote in ru_psiholog,
ivolgaye
ivolgaye
ru_psiholog

А вот и не догонишь!

Приветствую дорогих сообщников! Доброй нам всем субботы.

Разными словами и оборотами принято у нас описывать первое сентября. «Отзвенели первые звонки, открывая мир знаний», «торжественные школьные линейки», «первый раз в первый класс», «стартовал новый учебный год».
И в каждом новом учебном году детей ждут разные «весёлые старты», конкурсы, соревнования, олимпиады, контрольные, в конце концов. И в педагогическом мире нет абсолютного единства во мнении, насколько полезен может быть соревновательный дух в процессе обучения.
С одной стороны, польза вроде бы есть. Люди существа социальные, сверять себя с окружающими и вовремя корректировать своё поведение – это основа нашей способности жить вместе, какими бы разными мы не были, это в нашей природе. С другой стороны, и непольза от состязаний тоже заметна.

Итак, что полезного можно найти в соревнованиях:
1.            Развитие стремления к лучшему. Развитие настойчивости. Развитие способности терпеть боль, разочарование и стресс.
2.            Преодоление себя. Способность сосредотачиваться на объективной оценке себя и определению, что нуждается в улучшении. Наглядная связь между трудом и результатом, что очень пригодится во взрослой жизни.
3.            Развитие командного духа, способность работать в коллективе и работать на общую цель.

И в то же время, свои отрицательные стороны тоже есть
:
1.            Далеко не всегда, когда речь идёт о детях, верна формула «труд=результат», «старайся, и  получится». Психофизическое развитие детей может быть очень разным. Пока организм полностью не сформировался и компенсаторные механизмы ещё не наработаны, будет огромная разница между приложенным трудом и полученным результатом для разных детей. Одному всё лёгко, другому всё трудно. Поставить их соревноваться – значит развить у второго ребёнка стойкую веру в свою никчёмность и напрасность любых усилий.

2.            Формирование «соревновательного мышления» - когда ребёнок не имеет понятия о своей ценности вне соревнований и вне побед. Сам по себе, без медалей и грамот он никому не интересен и ничего из себя не представляет, не заслуживает любви и внимания.  Формирование ненужного перфекционизма, когда для достижения любви и внимания мало быть достаточно хорошим, нужно быть самым лучшим. Всё вместе это формирует зависимое мышление и зависимый характер.

3.            Некоторые специалисты считают, что участие в соревнованиях наносит вред самооценке – даже когда ребенок выигрывает. Когда ребенок проигрывает, весь его труд и приложенные качества оказываются обесценены моментом проигрыша – ведь он оказался хуже другого ребенка. Когда ребенок побеждает, он приобретает внутренний ореол победителя, который потом тяжело поддерживать, потому что неудачи – неизбежная часть жизни.

4.            Есть ряд исследований, которые отмечают формирование весьма деструктивной зависимости от выигрыша у некоторых детей, которая превращается в тягу к победе любой ценой. То есть, ребёнок, привыкнув побеждать, считает, что у него есть право на победу, и при малейшей угрозе проиграть не гнушается применять недобросовестные способы достижения своей победы и способен вредить сопернику.


Уважаемые сообщники, как вы считаете, какую роль играет соревнование в развитии ребенка? Положительное или отрицательное влияние оно оказывает на развивающуюся психику? И какую роль в этом процессе играет родитель?
Tags: &дети, &размышления, &учёба, свободная дискуссия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 112 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →