yourumka (yourumka) wrote in ru_psiholog,
yourumka
yourumka
ru_psiholog

Почему водители пользуются мобильными телефонами во время вождения? (перевод исследования)

В данном исследовании изучалось влияние компенсаторных убеждений (пример: "Я могу ответить на звонок, потому что собираюсь снизить скорость") на использование водителями мобильных телефонов во время вождения. Испытуемые, у которых компенсаторные убеждения были более выражены, чаще сообщали о попадании в дорожные происшествия из-за использования мобильного телефона. Наличие компенсаторных убеждений оказалось фактором, уверенно предсказывающим использование мобильного телефона во время вождения.

Почему водители пользуются мобильными телефонами во время вождения

Оригинальное название исследования: Почему водители пользуются мобильными телефонами во время вождения? Влияние компенсаторных убеждений / Why Do Drivers Use Mobile Phones While Driving? The Contribution of Compensatory Beliefs
Исследователи: Ronggang Zhou, Mengli Yu, Xinyi Wang
Исследование поступило в PLOS: апрель 2016 г.
Копирайт и лицензия: 2016 Zhou et al., Creative Commons Attribution License
Испытуемые: 140 человек

Отвлекающие от вождения занятия значительно увеличивают риск происшествий на дороге. Обычно водители высказываются осуждающе в сторону использования мобильных телефонов во время вождения. Однако ими пользуется почти каждый. По данным на 2014 год, 47,2% автомобильных происшествий на дороге в Китае было вызвано использованием мобильников. Потому закономерен вопрос – когда водитель знает, что использование телефона увеличивает риск аварии, но делает это все равно, какими доводами он руководствуется?
Решение рискнуть и использовать мобильный телефон связано с тем, как водитель воспринимает риск и влияние отвлекающего занятия на вождение. Когда водителей попросили оценить различные отвлекающие занятия по уровню риска, они расположили действия в порядке от самых рискованных к менее рискованным следующим образом: отправка сообщений, чтение сообщений, набор номера, ответ на звонок.
Почему же водители позволяют себе отвлекающие занятия, осознавая при этом риск? Одно из возможных объяснений – водители прибегают к действиям, которые, как они верят, снизят влияние отвлекающего фактора и тем самым снизят сам риск. Они используют так называемые компенсаторные практики – снижают скорость, увеличивают дистанцию с впереди идущей машиной, не перестраиваются, стараются больше внимания уделять происходящему на дороге. Исследование Young и Lenné показало, что к таким практикам прибегают 75% водителей: из них 78,2% снижают скорость, 67,8% съезжают на обочину, 48% увеличивают дистанцию и 42% останавливают машину. 61% водителей сообщили, что длительность звонка обычно не превышает 1 минуты.

Теория запланированного поведения* объясняет использование мобильных телефонов во время вождения наличием у водителей определенных верований, так называемых «компенсаторных убеждений». Например, в отношении здоровья таким компенсаторным убеждением является убеждение, что вредное для здоровья поведение может быть компенсировано неким полезным для организма поведением: «Я могу съесть этот кусок торта сейчас, потому что вечером я пойду в спортзал». Как показывают исследования, подобные убеждения являются одной из причин провала в достижении «здоровых» целей. В целом, наличие компенсаторных убеждений хорошо предсказывает возможность небезопасного и нездорового поведения. Очевидно, что при вождении таким компенсаторным убеждением будет, например, «Я могу ответить на звонок, потому что я собираюсь снизить скорость».
Целью настоящего исследования было изучить компенсаторные убеждения водителей и оценить их как фактор, предсказывающий вероятность использования мобильных телефонов во время вождения.

В исследовании приняли участие 140 взрослых водителя, которые ездили на машинах чаще чем один день в неделю. 60% из них были мужчины; 45,7% в возрасте от 21 до 30 лет, 54,3% - в возрасте от 30 до 60; 88,6% имели высшее образование (79,3% степень бакалавра, 9,3% степень магистра); 48,6% имели опыт вождения от 2 до 5 лет, остальные – от 6 лет и выше. Большинство водило автомобиль не менее четырех дней в неделю. 19,3% и 20% сообщили, что попадали в дорожные происшествия из-за звонков и сообщений.

Опрос испытуемых включал в себя четыре части: первые две содержали вопросы, касающиеся общих компенсаторных убеждений в отношении здоровья (например, «Занятия спортом компенсируют вред от курения»), третья – вопросы об использовании мобильного телефона в контексте вождения (всего 15 утверждений, оцениваемых по шкале от 1 до 7), четвертая была направлена на сбор демографических данных.
Наименее часто испытуемые отправляли сообщения (17,4%), затем делали звонки (23,7%), читали сообщения (29,3%) и отвечали на звонки (40%). В этих активностях более молодые участники были заняты гораздо больше, чем участники старшей группы. Сравнение результатов менее опытных и более опытных водителей показало, что последние делают звонки и отвечают на звонки значительно чаще.
90% испытуемых заявили, что во время разговора по телефону напоминают собеседнику, что они за рулем; 80% снижают скорость; 77% реже перестраиваются; 60% съезжают на обочину. Во время чтения сообщений 70-77% испытуемых заявили, что реже перестраиваются, увеличивают дистанцию и снижают скорость, и 51% съезжают на обочину. Женщины чаще чем мужчины напоминают звонящему о том, что они за рулем, и сокращают время звонка.
В целом, испытуемые имели более выраженные компенсаторные убеждения в отношении использования мобильных телефонов во время вождения, чем в отношении здоровья. Сравнение показателей испытуемых, которые попадали в дорожные происшествия по вине использования мобильников (37 человек из всей группы) с теми, кто не попадал, показало, что первые обладают более выраженными компенсаторными убеждениями. Кроме того, наличие компенсаторных убеждений оказалось фактором, уверенно предсказывающим использование мобильного телефона во время вождения.

Немного статистики по США (в России не ведется):
- использование мобильника во время вождения приводит к 1,6 миллионам аварий каждый год;
- примерно 330 тысяч происшествий возникает из-за набора сообщений во время вождения;
- каждое четвертое автомобильное происшествие случается из-за набора сообщений;
- набор сообщения в 6 раз вероятнее приведет к аварии, чем вождение пьяным;
- для ответа на сообщение вам нужно примерно 5 секуд; столько же секунд нужно чтобы проехать дистанцию размером в футбольное поле при скорости 89 км/ч.

*В психологии теория запланированного поведения (ТЗП) представляет теорию, которая связывает убеждения с поведением. Концепция предложена Исааком Айзеном в целях повышения прогнозирующей способности теории обоснованного действия за счет введения фактора воспринимаемого поведенческого контроля. Она используется в исследованиях, посвященных связям между убеждениями, отношениями, поведенческими намерениями и поведением в различных областях, таких как реклама, связи с общественностью, рекламные кампании и здравоохранение. Согласно этой теории, отношение к поведению, субъективные нормы и воспринимаемый поведенческий контроль в сочетании формируют поведенческие намерения и поведение индивида.

Источник: PLOS, википедия
Исследование переведено: yourumka
Tags: &исследование, свободная дискуссия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments