aneitis (aneitis) wrote in ru_psiholog,
aneitis
aneitis
ru_psiholog

Category:

Кризисы детского возраста

Так называлась лекция Катерины Мурашовой, на которой я сегодня побывала )
Изложу здесь краткий конспект того, о чём она рассказала.

Я оптимистка рассчитываю на то, что вторая попытка окажется более удачной, тем более что ничего принципиально нового она собственно и не говорит - почти всё это в том или ином виде я слышала или читала и у других детских психологов, просто мне импонирует то, как чётко и логично она формулирует и структурирует информацию.

Начала она с того, что современные родители попали в западню: система общественного воспитания обрушилась, и вся ответственность (и соответственно, вся вина в случае неуспеха) упала на их плечи. С поля воспитания ребёнка устранились практически все, последней прямо на наших глазах ретируется школа. Родители остались на этом поле одни, причём с негодными средствами [оснащённые в лучшем случае кучей разнонаправленных теорий, а в худшем хаотичными обрывками этих самых теорий, зачастую ещё и превратно понятыми - это уже комментарий от меня].

В результате, каким бы из этих теорий они не следовали, их легко обвинить во всём. "Не давали ему безусловного принятия", "не удовлетворяли его эмоциональные потребности" - ну вот и результат: конечно, а что вы хотели. Прислушивались к потребностям ребёнка и старались максимально их удовлетворить - ну понятно: во всём потакали, избаловали, не научили считаться с другими, а что вы хотели и т. д.

У родителей возникает ощущение: что бы они ни делали, всё равно получится плохо. А поскольку основной способ обучения ребёнка - это имитация, велики шансы, что это же ощущение передастся и ему, особенно если родители мечутся от одной теории к другой - то "безусловно принимают" и "удовлетворяют все потребности", то кидаются "устанавливать границы" - и обратно. В результате ребёнок уже вообще перестаёт понимать, что происходит и чего ему в следующую минуту ожидать.

Теперь собственно о периодах развития ребёнка, об основных психологических задачах, которые он решает в каждом периоде, и о кризисах детского возраста [которые вполне можно назвать экзистенциальными, на мой взгляд].

В период младенчества (от 0 до 1 года) главный вопрос, на который ребёнок получает ответ: Меня здесь ждали? Я кому-то нужен? Если ответ положительный, у ребёнка формируется то самое "базовое доверие к жизни". Если отрицательный - соответственно не формируется. Если это самое базовое доверие не сформировалось, то восполнить это в более поздний период практически не удаётся.

Если этот период прошёл благополучно (как это происходит у большинства детей), то годовалый ребёнок ощущает себя центром мира, который создан для него. Все его нехитрые потребности легко удовлетворяются, и даже если он хочет чего-то запрещённого, его легко отвлечь, предложив ему что-то другое, потому что ему примерно в равной степени интересно всё вокруг. Он примерно понимает смысл слова нельзя, но это для него в основном абстрактное знание, не наполненное практическим содержанием. Однако по мере созревания мозга ребёнок становится способным к простейшим обобщениям и в один прекрасный день делает решающее открытие: в этом мире не всё существует для него, есть что-то, что ему запрещено. Раньше это случалось в среднем в полтора года, сейчас этот период сдвинулся скорее к 2 годам.

Как только ребёнок становится способен это осознать, у него включается биологическая программа, которая существует у всех детёнышей высших млекопитающих. Она состоит из двух частей.
1-я часть - выяснить, где границы того, что можно и что нельзя.
2-я часть - выяснить, нельзя или эти границы подвинуть в сторону расширения того, что можно.
Способов добиться своего у ребёнка три:
- прямая агрессия (крики дай-дай-дай, истерика, иногда попытки ударить родителя)
- нытьё, плач
- манипуляции.
Если какой-то из способов срабатывает, он закрепляется и используется в дальнейшем.
Если же программа получает чёткий ответ, то примерно к трём годам она завершает свою работу и выключается.

И в жизни ребёнка и родителей наступает самый прекрасный период "от 3 до 7" - единственное время, отведённое в современном укладе на формирование креативности. Мурашова отделяет креативность от способности к творчеству и понимает под ней способность давать нестандартные ответы на стандартные вопросы.

Начало этого периода [в норме] маркируется появлением вопросов "зачем" и "почему". До появления этих вопросов ребёнка не интересуют объяснения. Ему нужно знать ответ на вопрос "как это будет", а не "почему это будет" и "зачем оно так будет". Пока ребёнок на слова родителя "Нельзя совать гвозди в розетку" не задал вопрос "Почему?", ему не нужно объяснять, почему, и тем более рассказывать "в доступной форме" о природе электрического тока. "Объяснятельная мама", стремящаяся пояснять, объяснять и подробно обосновывать ребёнку всё, с чем ему приходится иметь дело, очень часто добивается "эффекта радио": ребёнок просто перестаёт её слышать, вся её речь воспринимается им как белый шум.

Но как только ребёнок задал вопрос "Почему?", родитель должен ему ответить, будь это вопрос "Почему нельзя лезть на окно" или "Почему люди не летают как птицы". Длительность и подробность ответа должна разумно соотноситься с возрастом ребёнка: в три года это должна быть одна фраза, по мере роста и развития ребёнка ответы будут становиться всё более распространёнными но никогда не более 5 минут непрерывного объяснения. В идеале они никогда не должны превышать степень заинтересованности ребёнка, поэтому надо следить за его реакцией: если видите, что ребёнок потерял интерес, значит, вы переборщили.

Если родители ещё до этого не задол перекормили ребёнка незапрошенной информацией, то 4-летний ребёнок задаёт тысячи почему - это классический возраст "почемучек". Рано или поздно самый терпеливый родитель устаёт отвечать на эти бесконечные вопросы. Нет ничего плохого, если он откажется отвечать на десятое почему в день - оставленный без ответа ребёнок придумает его сам, и эти ответы могут быть совершенно удивительными ) Разум ребёнка ещё не ограничен непреложными рамками, именно поэтому он может придумать самый неожиданный и нестандартный ответ или решение стандартной проблемы. Даже "правильные ответы", данные ему старшими, могут осмысливаться, комбинироваться и преобразовываться в его голове очень своеобразно, и в этом нет ничего страшного. Время складывания "научной картины мира" наступит гораздо позднее, в этом возрасте она ребёнку не нужна, у него сейчас другие задачи.

Этот период заканчивается с поступлением ребёнка в школу, где ему запустят программу развития логического мышления. В школе ребёнка начинают учить тому, что на каждую задачу есть только один правильный ответ: дважды два равно четыре, Волга впадает в Каспийское море, лошади кушают овёс и сено. Программа развития креативности подавляется.

Что в основном происходит сейчас с этим чудесным периодом (от 3 до 7).

С одной стороны, родители, "уважающие личность ребёнка", не решаются закрыть эту самую программу установления границ, поддаваясь на один из способов, которым ребёнок пробует эти самые границы на прочность. (Другой вариант - родители не могут между собой договориться и выработать единый подход: мама запрещает то, что папа разрешает, и наоборот, либо действуют в зависимости от настроения/от последней прочитанной статьи/"по обстоятельствам"/(...) и то запрещают то, что вчера разрешали, то разрешают то, что вчера запрещали.) В этом случае программа не выключается (сам ребёнок выключить её не может, это должны сделать родители), и ребёнок вынужден тратить энергию и силы (свои и родителей) на эту программу вместо того, чтобы перейти к следующей. То есть часть периода развития креативности съедается предыдущей затянувшейся программой.

С другой стороны, современные родители норовят запустить программу развития абстрактно-логического мышления значительно раньше поступления ребёнка в школу. Они начинают загружать мозг ребёнка знаковыми системами (прежде всего обучением чтению и счёту) как можно раньше. Никакого преимущества ребёнку это раннее обучение не даёт. Читать, писать и считать в конце концов обучаются все дети, и нет никаких разумных оснований придавать этим навыкам то сакральное значение, которое почему-то бытует у многих родителей. Хотя родители, конечно, имеют полное право выбирать, чему и когда им обучать и занимать ребёнка, однако стоит помнить, что это всегда делается за счёт чего-то другого.

Таким образом, раннее (а по сути преждевременное) обучение съедает другую часть периода развития креативности. Сейчас наблюдается тенденция смыкания этих "отъеденных" с двух сторон частей - и в результате этот период практически полностью выпадает из развития ребёнка. Трудно однозначно оценить эту тенденцию как негативную - в конце концов, обществу ведь и не нужно столько креативных людей.

[На тему кризисов детского возраста можно ещё посмотреть две видеозаписи: Лекция Катерины Мурашовой «С чем человек приходит в этот мир» в медиалоофте Президентской академии - она полностью посвящена первому году жизни, и продолжение Лекция Катерины Мурашовой из цикла «Онтогенез» в Медиалофте РАНХиГС - там она, помимо вышеизложенного, рассказывает о том, почему так важна ролевая игра, и о следующем экзистенциальном кризисе - первом осознании смертности и как вести себя родителям, чтобы помочь ребёнку успешно его пройти. Во втором ролике первые три минуты звук барахлит, их можно сразу перемотать.]

Возвращаясь к началу: обязанностей не бывает без прав. Поскольку вся ответственность за воспитание сейчас возложена на родителей, именно родители имеют полное право решать, как им воспитывать, обучать и развивать ребёнка, поэтому решение за ними.
Tags: &дети, &образовательные материалы / игры, &персоналии, свободная дискуссия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 309 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →