aneitis (aneitis) wrote in ru_psiholog,
aneitis
aneitis
ru_psiholog

Category:

Кризисы детского возраста

Так называлась лекция Катерины Мурашовой, на которой я сегодня побывала )
Изложу здесь краткий конспект того, о чём она рассказала.

Я оптимистка рассчитываю на то, что вторая попытка окажется более удачной, тем более что ничего принципиально нового она собственно и не говорит - почти всё это в том или ином виде я слышала или читала и у других детских психологов, просто мне импонирует то, как чётко и логично она формулирует и структурирует информацию.

Начала она с того, что современные родители попали в западню: система общественного воспитания обрушилась, и вся ответственность (и соответственно, вся вина в случае неуспеха) упала на их плечи. С поля воспитания ребёнка устранились практически все, последней прямо на наших глазах ретируется школа. Родители остались на этом поле одни, причём с негодными средствами [оснащённые в лучшем случае кучей разнонаправленных теорий, а в худшем хаотичными обрывками этих самых теорий, зачастую ещё и превратно понятыми - это уже комментарий от меня].

В результате, каким бы из этих теорий они не следовали, их легко обвинить во всём. "Не давали ему безусловного принятия", "не удовлетворяли его эмоциональные потребности" - ну вот и результат: конечно, а что вы хотели. Прислушивались к потребностям ребёнка и старались максимально их удовлетворить - ну понятно: во всём потакали, избаловали, не научили считаться с другими, а что вы хотели и т. д.

У родителей возникает ощущение: что бы они ни делали, всё равно получится плохо. А поскольку основной способ обучения ребёнка - это имитация, велики шансы, что это же ощущение передастся и ему, особенно если родители мечутся от одной теории к другой - то "безусловно принимают" и "удовлетворяют все потребности", то кидаются "устанавливать границы" - и обратно. В результате ребёнок уже вообще перестаёт понимать, что происходит и чего ему в следующую минуту ожидать.

Теперь собственно о периодах развития ребёнка, об основных психологических задачах, которые он решает в каждом периоде, и о кризисах детского возраста [которые вполне можно назвать экзистенциальными, на мой взгляд].

В период младенчества (от 0 до 1 года) главный вопрос, на который ребёнок получает ответ: Меня здесь ждали? Я кому-то нужен? Если ответ положительный, у ребёнка формируется то самое "базовое доверие к жизни". Если отрицательный - соответственно не формируется. Если это самое базовое доверие не сформировалось, то восполнить это в более поздний период практически не удаётся.

Если этот период прошёл благополучно (как это происходит у большинства детей), то годовалый ребёнок ощущает себя центром мира, который создан для него. Все его нехитрые потребности легко удовлетворяются, и даже если он хочет чего-то запрещённого, его легко отвлечь, предложив ему что-то другое, потому что ему примерно в равной степени интересно всё вокруг. Он примерно понимает смысл слова нельзя, но это для него в основном абстрактное знание, не наполненное практическим содержанием. Однако по мере созревания мозга ребёнок становится способным к простейшим обобщениям и в один прекрасный день делает решающее открытие: в этом мире не всё существует для него, есть что-то, что ему запрещено. Раньше это случалось в среднем в полтора года, сейчас этот период сдвинулся скорее к 2 годам.

Как только ребёнок становится способен это осознать, у него включается биологическая программа, которая существует у всех детёнышей высших млекопитающих. Она состоит из двух частей.
1-я часть - выяснить, где границы того, что можно и что нельзя.
2-я часть - выяснить, нельзя или эти границы подвинуть в сторону расширения того, что можно.
Способов добиться своего у ребёнка три:
- прямая агрессия (крики дай-дай-дай, истерика, иногда попытки ударить родителя)
- нытьё, плач
- манипуляции.
Если какой-то из способов срабатывает, он закрепляется и используется в дальнейшем.
Если же программа получает чёткий ответ, то примерно к трём годам она завершает свою работу и выключается.

И в жизни ребёнка и родителей наступает самый прекрасный период "от 3 до 7" - единственное время, отведённое в современном укладе на формирование креативности. Мурашова отделяет креативность от способности к творчеству и понимает под ней способность давать нестандартные ответы на стандартные вопросы.

Начало этого периода [в норме] маркируется появлением вопросов "зачем" и "почему". До появления этих вопросов ребёнка не интересуют объяснения. Ему нужно знать ответ на вопрос "как это будет", а не "почему это будет" и "зачем оно так будет". Пока ребёнок на слова родителя "Нельзя совать гвозди в розетку" не задал вопрос "Почему?", ему не нужно объяснять, почему, и тем более рассказывать "в доступной форме" о природе электрического тока. "Объяснятельная мама", стремящаяся пояснять, объяснять и подробно обосновывать ребёнку всё, с чем ему приходится иметь дело, очень часто добивается "эффекта радио": ребёнок просто перестаёт её слышать, вся её речь воспринимается им как белый шум.

Но как только ребёнок задал вопрос "Почему?", родитель должен ему ответить, будь это вопрос "Почему нельзя лезть на окно" или "Почему люди не летают как птицы". Длительность и подробность ответа должна разумно соотноситься с возрастом ребёнка: в три года это должна быть одна фраза, по мере роста и развития ребёнка ответы будут становиться всё более распространёнными но никогда не более 5 минут непрерывного объяснения. В идеале они никогда не должны превышать степень заинтересованности ребёнка, поэтому надо следить за его реакцией: если видите, что ребёнок потерял интерес, значит, вы переборщили.

Если родители ещё до этого не задол перекормили ребёнка незапрошенной информацией, то 4-летний ребёнок задаёт тысячи почему - это классический возраст "почемучек". Рано или поздно самый терпеливый родитель устаёт отвечать на эти бесконечные вопросы. Нет ничего плохого, если он откажется отвечать на десятое почему в день - оставленный без ответа ребёнок придумает его сам, и эти ответы могут быть совершенно удивительными ) Разум ребёнка ещё не ограничен непреложными рамками, именно поэтому он может придумать самый неожиданный и нестандартный ответ или решение стандартной проблемы. Даже "правильные ответы", данные ему старшими, могут осмысливаться, комбинироваться и преобразовываться в его голове очень своеобразно, и в этом нет ничего страшного. Время складывания "научной картины мира" наступит гораздо позднее, в этом возрасте она ребёнку не нужна, у него сейчас другие задачи.

Этот период заканчивается с поступлением ребёнка в школу, где ему запустят программу развития логического мышления. В школе ребёнка начинают учить тому, что на каждую задачу есть только один правильный ответ: дважды два равно четыре, Волга впадает в Каспийское море, лошади кушают овёс и сено. Программа развития креативности подавляется.

Что в основном происходит сейчас с этим чудесным периодом (от 3 до 7).

С одной стороны, родители, "уважающие личность ребёнка", не решаются закрыть эту самую программу установления границ, поддаваясь на один из способов, которым ребёнок пробует эти самые границы на прочность. (Другой вариант - родители не могут между собой договориться и выработать единый подход: мама запрещает то, что папа разрешает, и наоборот, либо действуют в зависимости от настроения/от последней прочитанной статьи/"по обстоятельствам"/(...) и то запрещают то, что вчера разрешали, то разрешают то, что вчера запрещали.) В этом случае программа не выключается (сам ребёнок выключить её не может, это должны сделать родители), и ребёнок вынужден тратить энергию и силы (свои и родителей) на эту программу вместо того, чтобы перейти к следующей. То есть часть периода развития креативности съедается предыдущей затянувшейся программой.

С другой стороны, современные родители норовят запустить программу развития абстрактно-логического мышления значительно раньше поступления ребёнка в школу. Они начинают загружать мозг ребёнка знаковыми системами (прежде всего обучением чтению и счёту) как можно раньше. Никакого преимущества ребёнку это раннее обучение не даёт. Читать, писать и считать в конце концов обучаются все дети, и нет никаких разумных оснований придавать этим навыкам то сакральное значение, которое почему-то бытует у многих родителей. Хотя родители, конечно, имеют полное право выбирать, чему и когда им обучать и занимать ребёнка, однако стоит помнить, что это всегда делается за счёт чего-то другого.

Таким образом, раннее (а по сути преждевременное) обучение съедает другую часть периода развития креативности. Сейчас наблюдается тенденция смыкания этих "отъеденных" с двух сторон частей - и в результате этот период практически полностью выпадает из развития ребёнка. Трудно однозначно оценить эту тенденцию как негативную - в конце концов, обществу ведь и не нужно столько креативных людей.

[На тему кризисов детского возраста можно ещё посмотреть две видеозаписи: Лекция Катерины Мурашовой «С чем человек приходит в этот мир» в медиалоофте Президентской академии - она полностью посвящена первому году жизни, и продолжение Лекция Катерины Мурашовой из цикла «Онтогенез» в Медиалофте РАНХиГС - там она, помимо вышеизложенного, рассказывает о том, почему так важна ролевая игра, и о следующем экзистенциальном кризисе - первом осознании смертности и как вести себя родителям, чтобы помочь ребёнку успешно его пройти. Во втором ролике первые три минуты звук барахлит, их можно сразу перемотать.]

Возвращаясь к началу: обязанностей не бывает без прав. Поскольку вся ответственность за воспитание сейчас возложена на родителей, именно родители имеют полное право решать, как им воспитывать, обучать и развивать ребёнка, поэтому решение за ними.
Tags: &дети, &образовательные материалы / игры, &персоналии, свободная дискуссия
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 309 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

elly_2005

February 18 2020, 06:41:33 UTC 1 year ago Edited:  February 18 2020, 06:44:15 UTC

что современные родители попали в западню - это точно. Я тоже так ощущаю.....

Как впомню 60е-70е годы - и классные пионерские лагеря, и система друзей - которая зарождалась буквально с 7 лет. И учительница математики - которая по СВОЕЙ инициативе собирала у себя дома одноклассников, мы пели песни с нею, прикиньте!!! мы вместе ходили на концеры, дружеской такой кучкой..... А еще у нас была идея - как ни смешно, но была четкая идея "дружба это классно", "сам погибай- а товарища выручай" - это мое детство, этим все пронизано было. В моем детстве "была греющая нас, детей, идея", да.
Хм. А вот я, кстати, не ощущаю себя в западне. ))
Детство же очень зависит от массы переменных. Ну вот мое пришлось на 80-е, начало 90-х. И пионерлагеря были еще. Но никакой особой "системы друзей" у меня не было. Друзья-то и подруги были, но не очень много, потому что мне сложно поддерживать много близких социальных связей.

elly_2005

1 year ago

ns_marti_k

1 year ago

elly_2005

1 year ago

ns_marti_k

1 year ago

elly_2005

1 year ago

ns_marti_k

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

remo

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

remo

1 year ago

ns_marti_k

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

ns_marti_k

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

ns_marti_k

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

elly_2005

1 year ago

elly_2005

1 year ago

ns_marti_k

1 year ago

elly_2005

1 year ago

ns_marti_k

1 year ago

elly_2005

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

elly_2005

1 year ago

gerraa

1 year ago

kroshka_ke

1 year ago

elly_2005

1 year ago

remo

1 year ago

elly_2005

1 year ago

remo

1 year ago

aqva_ledi

1 year ago

Deleted comment

А что это за таинственные «текущие условия», в которых и система рушится, и школа не может воспитывать?

swamp_lynx

1 year ago

vovap

1 year ago

kroshka_ke

1 year ago

taabat

1 year ago

katyant_design

1 year ago

Deleted comment

katyant_design

1 year ago

Deleted comment

taabat

1 year ago

abuela_ama

1 year ago

Сейчас по-моему маленький процент детей, которые приходят в школу и не умеют читать\не знают числа. Есть подготовительные курсы перед школой и в детском саду точно учат. Не знаю насколько это прям плохо, но ощущение, что твой ребенок должен уметь к школе не меньше остальных, не дает пустить родителям это на самотек.
Может быть не совсем по теме, но:
- школа не просто так ретировалась и не участвует в воспитании, а при горячем участии родителей и их желании единолично воспитывать своих детей. Что из этого получится - пока вопрос.
- мне не нравится, что многие психологи (и Мурашова не исключение) представляют родителей как каких-то замороченных противоречивых созданий, которые начитались чего-то и не знают что делать с собственными детьми. Может быть это какой-то небольшой процент гипертревожных родителей все время думает на тему "как бы не нанести ребенку травму" и "как бы обеспечить все, о чем говорят психологи", но по лекциям создается ощущение, будто бы это массовое явление. По-моему, это не так.

От прочтения тезисов лекции у меня сложилось впечатление - "родители-дурачки опять все не так делают". Т.е. как раз возникли те чувства, на профилактику которых вроде как направлена эта лекция.
А у Мурашовой это в порядке вещей, она в своих книгах постоянно выставляет себя с позиции "пришли ко мне, сами не знают, чего хотят, но я им быстренько объяснила, что к чему и они ушли счастливые"... Забавно читать, но авторитета, имхо, специалисту подобное добавлять никак не может.

kroshka_ke

1 year ago

illidana

1 year ago

swamp_lynx

February 18 2020, 08:05:37 UTC 1 year ago Edited:  February 18 2020, 08:06:50 UTC

"С одной стороны, родители, "уважающие личность ребёнка", не решаются закрыть эту самую программу установления границ, поддаваясь на один из способов, которым ребёнок пробует эти самые границы на прочность. (Другой вариант - родители не могут между собой договориться и выработать единый подход: мама запрещает то, что папа разрешает, и наоборот, либо действуют в зависимости от настроения/от последней прочитанной статьи/"по обстоятельствам"/(...) и то запрещают то, что вчера разрешали, то разрешают то, что вчера запрещали.) В этом случае программа не выключается (сам ребёнок выключить её не может, это должны сделать родители), и ребёнок вынужден тратить энергию и силы (свои и родителей) на эту программу вместо того, чтобы перейти к следующей. То есть часть периода развития креативности съедается предыдущей затянувшейся программой."

Наиболее креативны дети, у которых наименьшее число границ (вальдорфская педагогика). Но это несёт и определённые сложности с дальнейшей социализацией. Тут главный вопрос, насколько границы самих родителей гибкие, насколько они смогут своим примером дать и социализацию и не ограничить свободное восприятие мира детьми. Как верно говорят: хочешь воспитать леди, начинай с бабушки. Полноценное воспитание детей невозможно без родителей, которые постоянно занимаются своим воспитанием. Особенно это актуально для быстроменяющегося сегодняшнего мира.
Дочитала до середины, и не могу не отметить, что мне это напоминает: "по мере роста и развития ребёнка ответы будут становиться всё более распространёнными но никогда не более 5 минут непрерывного объяснения. В идеале они никогда не должны превышать степень заинтересованности ребёнка, поэтому надо следить за его реакцией: если видите, что ребёнок потерял интерес, значит, вы переборщили.". -- с вопросами мужчин на свидании и далее, примерно так же
да, хотелось бы, конечно, послушать лекцию о биологической программе мужчин и способах их дрессировки ))

touragent2009

1 year ago

vovap

1 year ago

abuela_ama

1 year ago

vovap

1 year ago

abuela_ama

1 year ago

maria_shipovnik

1 year ago

touragent2009

1 year ago

Меня тоже сразу зацепило утверждение:
...С поля воспитания ребёнка устранились практически все, последней прямо на наших глазах ретируется школа. Родители остались на этом поле одни...
Все остальное - она из вкусно изложенных интерпретаций, которых много и есть сейчас в блогосфере и было в советской пси-литературе.
Но эта фраза мне представляется или искренним заблуждением или грамотным маркетинговым ходом для привлечения внимания Родителей.
Мне как родителю сразу стало интересно - оказывается я не виновата, а все проблемы моего ребенка связаны с тем, что Они (школа и госорганы) бездельничают и сняли с себя всю ответственность!!! ВСЮ - Карл!
Хотя как маркетолог я понимаю, что это - хороший ход, но как потребитель (в этом социуме грамотных и малоопытных манипуляторов), у меня ушки насторожились и сами собой поднялись - Внимательно читай дальше!!

Я конечно хотела бы снять с себя груз ответственности за воспитание своих детей и переложить хоть часть на общество, потому что мне горько видеть, как и в кого вырастают мои дети, они не так трудолюбивы как мои предки, не так терпеливы, не так воздержанны от соблазнов итд.
Но христианские истины и способ жизни говорят мне: Ищи сначала свои ошибки и грешки и пытайся каждый день сбросить с себя хоть одну плохую привычку ... вынь сначала у себя бревно из глаза, а уж тогда поймешь как вынуть щепку из глаз всего Районо. )))
Для чего и прохожу личную терапию в этом замечательном сообществе, вроде бы с целью помочь другим, но с целью накачать на этих тренажерах мышцы и сбросить лишний жир )))
вот точно, эта фраза в начале типичный ход, чтобы влезть в доверие, очень мерзко...

И да, я не согласна, что это плохо. Неужели кому-то действительно хочется, чтобы их ребенка воспитывала "школа"? А если мои взгляды и ценности отличаются от ценностей МарьИванны? Может быть "быть терпеливым" и молча сносить всё - не так уж и хорошо для развивающейся личности? Зачем делать из детей "терпилу", удобную школе и воспитателям? Мне их удобство не главный приоритет вообще-то.
Или как моя мать все время упрекает меня, что сама я не признаю авторитетов и все подвергаю сомнению и анализу, и детей так же учу, а "им же жить в НОРМАЛЬНОМ обществе", где главное слово "НАДО", а задумываться, кому это надо, не принято...

swamp_lynx

1 year ago

abuela_ama

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

abuela_ama

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

abuela_ama

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

abuela_ama

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

nadezhda_bl

1 year ago

nadezhda_bl

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

nadezhda_bl

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

nadezhda_bl

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

viceversa16

1 year ago

nadezhda_bl

1 year ago

bekkie_tetcher

1 year ago

taabat

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

taabat

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

taabat

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

taabat

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

прежде всего, отмечу положительный момент в лекции -- это о необходимости дать место "креативному" периоду, упоминание о том, что он не менее важен, чем все остальные. И также подчёркивание, что креативность относится не только к творчеству, но и вообще к способности находить нестандартные решения, исследовать и "присваивать" мир. Однако это не идея самой К. Мурашовой, а всего лишь трансляция ценных установок, что тоже необходимо, конечно же.
А вот другие установки видятся мне очень спорными.

1. Человеческий разум (в отличие от животных и их биологической программы) начинает работу (мышление) в первые месяцы жизни ребёнка, и к году уже активно проявляет себя. И с ним вполне можно взаимодействовать. Если, конечно, родители сами умеют мыслить и способны к контакту, а не просто обеспечивают ребёнку бытовые условия и еду. Именно с этим возрастом связан первый осознанный страх ребёнка, его реакция на чужих людей (8-13 месяцев), он начинает понимать, что не все люди одинаково полезны )) иногда это выражается в полном отказе ребёнка оставаться с кем-то, кроме хорошо знакомых близких (мама-папа). Этот страх проходит с появлением уверенности, что о нём заботятся, и ребёнок переходит к активному освоению пространства (сходно с поведением звериных детёнышей, разница в том, что у человека одновременно развивается и мышление). Поэтому следовать установке о том, что ребёнок в первые годы жизни требует правильной дрессировки, и на большее не способен, это, мягко говоря, неумно, а резко говоря, откровенное вредительство (зависит от уровня того, кто и с какими целями это транслирует).

2. Нет никакой необходимости оберегать от включения "логическую программу", поскольку она врождённая. Равно как и нет необходимости нацеленно растить вундеркиндов, обучая их читать раньше чем ходить. И то, и другое -- одинаково вредный перегиб, и об этом можно поговорить отдельно.

3. В качестве иллюстрации к развитию мышления ребёнка рекомендую интересующимся совершенно замечательную работу К. И. Чуковского "От двух до пяти". Обратите внимание на верхнюю границу 5. В норме человеческий мозг готов осваивать чтение примерно к этому возрасту, ну или чуть позже. До этого времени -- активное устное обучение поведению, языку и прочему общению с миром. К 7 годам психика считается достаточно устойчивой к тому, чтобы выдержать условия школы.
согласна с вами, я примерно то же написала.)))

Только реакция на чужих уже после 1,5 месяцев начинается, это в вопросе крещения, например, заметили уже, поэтому младенцев стараются покрестить до этого времени.

abuela_ama

1 year ago

nadezhda_bl

1 year ago

abuela_ama

1 year ago

marg_o_ritka

1 year ago

abuela_ama

1 year ago

vovap

1 year ago

nadezhda_bl

1 year ago

vovap

1 year ago

por_bajin

1 year ago

por_bajin

1 year ago

nadezhda_bl

1 year ago

nozobog

February 18 2020, 08:57:51 UTC 1 year ago Edited:  February 18 2020, 09:59:07 UTC

Я не считаю, что родители в западне. Родители больше всего влияют на ребенка, и школа тоже влияет. Школа ретируется когда ребенок перестанет в нее ходить.

Что за негодные средства у родителей - расшифровать бы, что имела ввиду автор в оригинале.

Если у родителей в голове противоречивые теории, то это на мой взгляд проблема необразованности родителей.

Обучение не съедает креативность, оно просто не развивает ее. Логическое мышление развивает, а креативное почти нет.

"Никакого преимущества ребёнку это раннее обучение не даёт"
Давайте говорить честно - ребенку предстоит конкурировать - за хорошую школу, за Вуз, за рабочие места....
Поэтому самый важный вопрос - что именно дает преимущество вашему ребенку.

Хорошо бы провести статистический анализ, как то обобщить опыт.
Родители дают преимущество детям. Чем более сильные, умные, гибкие, любящие, тем больше у детей будет возможностей.

oroxille

1 year ago

fantomny

1 year ago

klonik_z

1 year ago

Deleted comment

klonik_z

1 year ago

Deleted comment

klonik_z

1 year ago

Deleted comment

klonik_z

1 year ago

Deleted comment

klonik_z

1 year ago

vovap

1 year ago

klonik_z

1 year ago

vovap

1 year ago

Deleted comment

taabat

1 year ago

antennaria_sp

1 year ago

abuela_ama

1 year ago

bekkie_tetcher

1 year ago

fantomny

1 year ago

bekkie_tetcher

1 year ago

fantomny

1 year ago

Спасибо большое! Очень интересный и полезный материал
Общественное воспитание есть, его просто не может не быть, но принимает несколько другие формы и стало подразумевать разные точки зрения, чего никогда особо не было.
Замечаю, что о «родительской западне» горюют те, кто чувствовал себя комфортно во всех этих конкурсах строя и песни.
Те же, для кого это было тоской и скрежетом зубовным - наоборот, выдохнули свободно и, расправив плечи, стали переводить своих детей на домашнее обучение, экстернат и пр. и даже, о ужас! не водят их в детский сад на зависть тем, кто водит.
И хорошие школы вполне себе воспитывают, но опорные базовые вещи во все времена давались в семье.
О, как здорово Мурашова выскзаала, наконец, что все эти бесконечные "развивашки" ничего не развивают, а только кормят родительское тщеславие, и людей, которые на этом зарабатывают.
это давно известно.

oroxille

1 year ago

taabat

1 year ago

vovap

1 year ago

taabat

1 year ago

vovap

1 year ago

taabat

1 year ago

vovap

1 year ago

abuela_ama

1 year ago

vovap

1 year ago

abuela_ama

1 year ago

vovap

1 year ago

abuela_ama

1 year ago

vovap

1 year ago

abuela_ama

1 year ago

vovap

1 year ago

vovap

1 year ago

abuela_ama

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

abuela_ama

1 year ago

shlapanevedimka

1 year ago

oroxille

1 year ago

anna_beljaeva

1 year ago

abuela_ama

1 year ago

anna_beljaeva

1 year ago

curious_me_007

1 year ago

anna_beljaeva

1 year ago

curious_me_007

1 year ago

toy_elephants

1 year ago

curious_me_007

1 year ago

vovap

1 year ago

anna_beljaeva

1 year ago

vovap

1 year ago

anna_beljaeva

1 year ago

vovap

1 year ago

anna_beljaeva

1 year ago

Здравствуйте!

Сначала о хорошем. Я абсолютно согласна, что развитие одного идет за счет чего-то другого!

Остался не понятным вопрос адекватности границ и их своевременного пересмотра.

Я думаю, что самые демократичные родители запретят ребенку бежать под машину, и этот запрет не изменится ни от нытья, ни от истерик, ни манипуляциями. Т.е. определенные ограничения всегда есть. Другие ограничения могут быть мягче, например, связаные с возрастом, когда ребенок растет, ограничения изменяются. Если родители готовы своевременно пересматривать границы, ребенок растет и обретает новые навыки, познает мир.
И тут программа действий ребенка совершенно логична. А вот ее отключение - наоборот. И в 30 лет человек может задуматься о адекватности ограничений, взбунтоваться и сделать пересмотр. (В жж Вероники Крайновой недавно как раз было про шубу и бунт). И это нормально, ведь разные ситуации и окружающая действительность продолжает меняться, то, что было под запретом, оказывается уже можно. И перестать в 3 года искать пути расширения границ - это не про развитие,имхо.

Еще хочу поделиться своим опытом. Первое "нельзя" ребенок обычно слышит, когда режутся зубы. Обычно это при гв, когда дети начинают прикусывать сосок. И это сильно раньше года. При этом есть методика, как избежать травм, сначала сосок забирается и говориться "нельзя", потом достаточно просто "нет" или даже взгляда. И ребенок понимает. По крайней мере мои понимали.
Второй момент, сын начал читать в 3,5 года, сам, никто не учил, не заставлял, с 2 лет уже читал по буквам все вывески на улице. В 4 года читал бегло книжки Носова. Дочь только к 7 годам вот до этого доросла. Так что у всех свой темп и путь развития, главное, на мой взгляд, "не тянуть морковку раньше времени в надежде, что быстрее вырастет".
Я думаю, что самые демократичные родители запретят ребенку бежать под машину

А тут, как посмотреть. Бежать, может, и запретят, а переезжать оживленную дорогу на велике очень многие не запрещают. А если создастся аварийная ситуация, то чуть не в драку с водителем лезут, потому что тот их деточку не пропустил.

vovap

1 year ago

nadezhda_bl

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

nadezhda_bl

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

nadezhda_bl

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

nadezhda_bl

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

nadezhda_bl

1 year ago

vovap

1 year ago

nadezhda_bl

1 year ago

vovap

1 year ago

nadezhda_bl

1 year ago

vovap

1 year ago

nadezhda_bl

1 year ago

vovap

1 year ago

nadezhda_bl

1 year ago

Спасибо Анейтис.
Как-то интуитивно считал: вот что мы (с женой) создадим своими силами в ребенке (что удастся) - вот то и будет.
В существенно меньшей мере школа даже, (она как полигон) чем какие-то книги и внешние источники для впечатлений и промежуточных ЕЁ выводов.
И еще был расчет, что она сама многие вещи. события видит понимает и как-то их для себя определяет.

Очень простой и удобный ребенок был. Почти во всем. Спасибо ей.


Интересно было прочитать вот это место:
"Если родители ещё до этого не перекормили ребёнка незапрошенной информацией, то 4-летний ребёнок задаёт тысячи почему"

Как определить что уже перебор с предложением этого . того или вот еще этого?
Наша говорила аргументировано на всю инициативу. Но не все это делают.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Community