Пеппи (abuela_ama) wrote in ru_psiholog,
Пеппи
abuela_ama
ru_psiholog

Categories:

Фёдор Михайлович Достоевский, "Кроткая"



это совсем небольшая повесть, которую сам автор назвал "фантастическим рассказом". Я думаю, "фантастический" здесь значит "вымышленный, не основанный на реальных событиях". То есть, в основу легли только мысли и чувства самого Достоевского, которые он нашёл способ выразить вот так, всё равно как если бы написал пост сюда о том, что его мучит.
Это рассказ о жизни двух людей, мужчины и женщины. Он дворянин, как положено попробовал военную службу, но вынужден был бросить её, не сумел вписаться в коллектив. Был беден, поставил цель собрать достаточно денег для спокойной семейной жизни, занялся этим. Встретил девушку, которая тронула его сердце, сумел жениться на ней.
Она сирота (впрочем, как и он) из семьи поплоше, жила у родственников на положении Золушки, бесплатной-безответной рабочей силы, которую ещё и можно продать. Без любви и тепла, без малейших собственных средств к существованию. Особого выбора женихов у неё не было, и она может и не торопилась бы замуж, но обстоятельства сложились так, что пришлось решать. Решилась, сделала шаг, который совершенно переменил её жизнь.
И что-то случилось потом, что поломало эти обе жизни сразу. Труп на столе и совершенно безутешный человек рядом, который пытается удержать мгновение, вернуть как было, перебирает в памяти все события и судит себя.

А как вы сами думаете, что там было? О чём для вас эта история, и о чём она для автора? кто все эти люди

"Слушайте: в любви ее я был тогда уверен. Ведь бросалась же она ко мне и тогда на шею. Любила, значит, вернее -- желала любить. Да, вот так это и было: желала любить, искала любить. А главное ведь в том, что тут и злодейств никаких таких не было, которым бы ей пришлось подыскивать оправдания. Вы говорите "закладчик", и все говорят. А что ж что закладчик? Значит, есть же причины, коли великодушнейший из людей стал закладчиком. Видите, господа, есть идеи... то есть, видите, если иную идею произнести, выговорить словами, то выйдет ужасно глупо. Выйдет стыдно самому. А почему? Нипочему. Потому, что мы все дрянь и правды не выносим, или уж я не знаю. Я сказал сейчас "великодушнейший из людей". Это смешно, а между тем ведь это так и было. Ведь это правда, то есть самая, самая правденская правда! Да, я имел право захотеть себя тогда обеспечить и открыть эту кассу: "Вы отвергли меня, вы, люди то есть, вы прогнали меня с презрительным молчанием. На мой страстный порыв к вам вы ответили мне обидой на всю мою жизнь. Теперь я, стало быть, вправе был оградиться от вас стеной, собрать эти тридцать тысяч рублей и окончить жизнь где-нибудь в Крыму, на Южном берегу, в горах и виноградниках, в своем имении, купленном на эти тридцать тысяч, а главное, вдали от всех вас, но без злобы на вас, с идеалом в душе, с любимой у сердца женщиной, с семьей, если бог пошлет, и -- помогая окрестным поселянам". Разумеется, хорошо, что я это сам теперь про себя говорю, а то что могло быть глупее, если б я тогда ей это вслух расписал? Вот почему и гордое молчание, вот почему и сидели молча. Потому, что ж бы она поняла? Шестнадцать-то лет, первая-то молодость, -- да что могла она понять из моих оправданий, из моих страданий? Тут прямолинейность, незнание жизни, юные дешевые убеждения, слепота куриная "прекрасных сердец", а главное тут -- касса ссуд и -- баста (а разве я был злодей в кассе ссуд, разве не видела она, как я поступал и брал ли я лишнее?)! О, как ужасна правда на земле!"
Tags: &литература/кино, свободная дискуссия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 232 comments
Для меня это про то, что он её пытался прогибать под свои убеждения, приспосабливать под себя, как он пишет там "доделать", "победить". Может быть, и она пыталась... Но она его и не любила так сильно, как он её. Ошибка его была в том, что он переоценил его любовь к себе и недооценил свою любовь к ней.
Позвольте-с: я знал, что женщина, да еще шестнадцати лет, не может не подчиниться мужчине вполне. В женщинах нет оригинальности, это – это аксиома, даже и теперь, даже и теперь для меня аксиома! - что он думает.
... строгое удивление выразилось в глазах ее. Да, удивление, и строгое. Она смотрела на меня большими глазами. Эта строгость, это строгое удивление разом так и размозжили меня: «Так тебе еще любви? любви?» – как будто спросилось вдруг в этом удивлении, хоть она и молчала - и что есть на самом деле.
Мужик совершенно потерял чувство реальности. Это к вопросу о "включить голову". Он думал, наверное, что он включил голову. Вот, взял жену, надо её воспитать, а иначе зачем она вообще... На самом же деле он её любит до безумия, он жить не может без неё, она ему нужна какая угодно и какой угодно ценой, а он ей уже не нужен вообще никак, ну какое там "воспитать"? И сам этого не понимает. Голова его была выключена всю дорогу. А включил бы голову, просто посмотрел бы на неё, на себя (внутрь себя), честно бы отрефлексировал всё, сложил бы два и два. И может быть совсем иначе сложилась бы жизнь. Потому что девушка вполне готова была любить и может даже любила в какой-то момент его.

adaline1992

1 month ago

balio

1 month ago

Я когда эту повесть в подростковом возрасте читала, мне больше всего запомнилась фраза о том, что девушка не сразу согласилась на этот брак, а всерьез раздумывала, не лучше ли за купца выйти - тот быстрее ее с могилу сведет путем прямой физической агрессии. С купцом надежды на долгую и счастливую жизнь не было, а тут-то ее тоже не было, но казалось, что была.
История о психологическом насилии, которое не лучше физического.
Если сравнить с Головлёвыми, там хотя бы оправдание было, что женщина слабая, муж отстраненный, а ей детей кормить надо. Вот ее и скрутило, а через нее и всех вокруг.
А тут чистой воды самодурство и живодерство. И полная зацикленность живодера на себе и на своих обидах на жизнь. И, что характерно для таких живодерских семей, - никаких внешних контактов.
Мне тогда, когда я в первый раз ее читала, не понятно было - зачем самоликвидироваться. И сейчас не понятно. Может, все-таки она совсем молоденькая была и это такой подростковый максимализм... Как я тогда думала, я бы на ее месте жила исходя из тех условий, какие были, вроде сосны, которая на камнях растет. Не удобно, конечно, но жить-то можно. А там, глядишь, и на могиле злодея сплясать получилось бы.
Я тоже не понимаю до конца, почему она убила себя. Мне кажется, больна она была. Депрессия глубокая. Не думаю, что это был такой сознательный шаг.

beraaa

1 month ago

adaline1992

1 month ago

beraaa

1 month ago

adaline1992

1 month ago

beraaa

1 month ago

adaline1992

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

balio

1 month ago

beraaa

1 month ago

balio

1 month ago

beraaa

1 month ago

balio

1 month ago

beraaa

1 month ago

balio

1 month ago

beraaa

1 month ago

balio

1 month ago

adaline1992

1 month ago

beraaa

1 month ago

adaline1992

1 month ago

balio

1 month ago

grammar_kommie

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

grammar_kommie

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

grammar_kommie

1 month ago

talestryx

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

talestryx

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

grammar_kommie

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

grammar_kommie

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

grammar_kommie

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

grammar_kommie

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

grammar_kommie

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

grammar_kommie

1 month ago

klonik_z

1 month ago

grammar_kommie

1 month ago

klonik_z

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

elisseya

1 month ago

beraaa

1 month ago

marbi_girl

1 month ago

Еще вчера прочитала. Но всё, кранты. Не читала я раньше Достоевского,- и впредь читать не буду. И не уговаривайте)! Не мой это автор... А я вчера еще и фильм посмотрела 1960г(. Злюсь...
Д. хоть и назвал повесть "фантастическим рассказом", но он до жути реален.
...А счастье было так возможно, так близко... Он - упертый, как баран, имеющий жесткие конструкции убеждений, но человек порядочный и никакой не трус. Сложилось впечатление, что только свои убеждения считал правильными и пытался всех под них прогибать. За что и из полка выперли.
Ее тоже гнул и строил. Но это вам не Гризельда...
Он - упертый, как баран, имеющий жесткие конструкции убеждений, но человек порядочный и никакой не трус

Для меня это похоже на описание подростка. Такой слишком категоричный и слишком заботящийся о производимом на окружающих впечатлении. И ухаживания у него какие-то подростковые, неуклюжие. И за свою неуклюжесть он почему-то разозлился на жену. Хотя логично, на кого же еще.

И не уговаривайте)! Не мой это автор

А вдруг понравится? ))

elisseya

1 month ago

adaline1992

1 month ago

elisseya

1 month ago

beraaa

1 month ago

adaline1992

1 month ago

beraaa

1 month ago

beraaa

1 month ago

adaline1992

1 month ago

beraaa

1 month ago

adaline1992

1 month ago

beraaa

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

adaline1992

1 month ago

elisseya

1 month ago

beraaa

1 month ago

Я не читала но осуждаю)), но вчера посмотрела фильм. И мне вспомнился комментарий здесь, кажется, от уважаемой eft_student.
Что отношения бывают "кто кого", а бывают "мы вместе, мы команда". Тут явно первый случай.
Дядька пригрел сироту в надежде "воспитать под себя", а девочка неожиданно оказалась бунтующим подростком.
Мне показалось, она и из окна то сиганула из принципа "назло маме отморожу уши".
сюжетный ход "натешусь и убью" (доведу до смерти) - один из устойчивых в произведениях автора. Кроткая выбирает лютую смерть- потому что видит, что ее муж не даст ей выжить. См. глава "Акулька"из "Записок из Мертвого дома"- крестьянин за деньги женится на девушке, которую ославили как "нечестную" , она оказывается невинной- но, тем не менее, он убивает ее и едет в острог. Рогожин, который не может совладать с Настасьей своей Филипповной- тот же сценарий. О страсти, которая сильнее человека, и о желании тотального контроля. Контроль не получился- объект уничтожается. К сожалению, история слишком актуальная- см. реальные кейсы с отрубленными руками жене-"изменщице" и прочее домашнее насилие, реализованное или неосознанно-мечтательное.
Объективация партнера- печальный атрибут патриархального мышления.
Это не патриархальное мышление, это, к сожалению, тёмная сторона человеческой природы - жажда обладать объектом любви.
Женщины тоже убивают мужчин из ревности. Просто мужчине это сделать физически проще, поэтому и соблазн больше.

mirri2017

1 month ago

adaline1992

1 month ago

mirri2017

1 month ago

balio

1 month ago

marbi_girl

1 month ago

mirri2017

1 month ago

по моему впечатлению, этот рассказ именно о любви, о настоящем глубоком чувстве. Когда к другому человеку внимательны, когда им дышат. И когда хочется устроить всё как можно лучше -- и для себя, и для него.

и ещё -- о том, как ужасно молчание само по себе, вместо того, чтобы выражать свои настоящие чувства. Как оно разрушает отношения. Как превращает контакт в игру, своего рода детектив, где попробуй догадайся о том, что происходит в душе другого.

и ещё -- о невозможно тяжёлом ощущении вины, которая давит, погребает под собой всё остальное, не даёт дышать и любить.

имхо, она рассталась с жизнью не из протеста или отвращения, а от стыда, от осознания своей ничтожности и вины. Вины за то, что сомневалась в нём, что хулиганила и была уличена. Ну и может быть, свою роль сыграло потрясение от внезапной перемены в нём, когда он вдруг решил сразу всё, что было за душой намолчано, вывалить на неё, не спросив, готова ли она столько слушать. И что ей было делать со всей этой изнанкой.

думаю, что она его тоже любила, или во всяком случае готова была любить, была открыта.
Не сразу смогла сформулировать, почему для меня это не про любовь, а про невроз. Потому что там контроль и страх с его стороны, а в ответ на это - непослушание и страх уже с ее стороны. Ну не может быть любовь там, где страшно. Для меня любовь - это про безопасность и доверие, а он ее как дикую зверушку дрессировал, но профессионалом этого дела не был, поэтому все загубил.
Еще подумала, что Достоевский неприятных персонажей делал процентщиками. Вроде как добрый и хороший человек таким заниматься не сможет. Видимо, у него на процентщиков была личная обида.

abuela_ama

1 month ago

marbi_girl

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

marbi_girl

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

marbi_girl

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

marbi_girl

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

elisseya

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

elisseya

1 month ago

adaline1992

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

adaline1992

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

adaline1992

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

adaline1992

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

beraaa

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

marbi_girl

1 month ago

beraaa

1 month ago

marbi_girl

1 month ago

adaline1992

1 month ago

marbi_girl

1 month ago

adaline1992

1 month ago

balio

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

balio

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

balio

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

balio

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

balio

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

balio

1 month ago

Очень историческое произведение. У девушки нет своих денег и своих занятий (да и не может быть в тот период). Она не готова к жизни совершенно, герой винит, конечно, себя в ее смерти. Но это история про то, что не должен один человек заменять все поле деятельности и весь мир для другого. Для него это искушение властью. А для неё - ну, вот просто в теле взрослой женщины ребёнок.
Сейчас уже все это невозможно.
Ей 16 лет, это ребенок в теле ребенка. Вот муж это ребенок в теле взрослого мужчины, да.

maria_shipovnik

1 month ago

marbi_girl

1 month ago

ilona888

January 25 2021, 10:55:20 UTC 1 month ago Edited:  January 25 2021, 11:48:41 UTC

Для меня это нездоровая любовь, с элементами садо-мазохизма. У него что=то вроде нарциссической травмы, а она - мазохистическая и депрессивная личность. Я еще и спектакль как-то смотрела в нашем погорелом театре. Но уровень глубины героев актерам не удалось передать.
)) был знаменитый спектакль БДТ, ставил Л. Додин, гл.роли- Олег Борисов и Наталья Акимова. Борисов был абсолютно "достоевский " актер - и ничего, кроме Кроткой, кажется, и не сыграл. Я его видела. Но лет мне было мало, и тогда я особо ничего не понимала- ни в людях, ни в театре, ни в Достоевском))

ilona888

1 month ago

mirri2017

1 month ago

shortcalls

1 month ago

На эту повесть Достоевского вдохновила заметка в газете о молодой девушке, выпрыгнувшей из окна с иконой в руках. Страшно подумать, что действительно довелось пережить той девушке...

Рассказ ведется от лица мужа и рассказ этот довольно честный, все его чувства и мысли как на ладони. Очевидно, что это человек глубоко закомплексованный, и вот он берется повышать свое ЧСВ наипростейшим образом. Конечно, ему нравится, что она молода и неопытна, бедна и находится в тупиковом по сути положении. И тут он, рыцарь на белом коне, вытаскивает её из этого семейства, такой взрослый мудрый, образованный - лучше по всем фронтам! Да она на него молиться должна! Но ему мало своего очевидного превосходства над женой. Ему надо, чтобы она это превосходство полностью приняла и сама же ему об этом говорила.

Я был выброшен всеми, выброшен и забыт, и никто-то, никто-то этого не знает! И вдруг эта шестнадцатилетняя нахватала обо мне потом подробностей от подлых людей и думала, что всё знает, а сокровенное между тем оставалось лишь в груди этого человека! Я всё молчал, и особенно, особенно с ней молчал, до самого вчерашнего дня, — почему молчал? А как гордый человек. Я хотел, чтоб она узнала сама, без меня, но уже не по рассказам подлецов, а чтобы сама догадалась об этом человеке и постигла его! Принимая ее в дом свой, я хотел полного уважения. Я хотел, чтоб она стояла предо мной в мольбе за мои страдания — и я стоил того. О, я всегда был горд, я всегда хотел или всего, или ничего! Вот именно потому, что я не половинщик в счастье, а всего захотел, — именно потому я и вынужден был так поступить тогда: «Дескать, сама догадайся и оцени!» Потому что, согласитесь, ведь если б я сам начал ей объяснять и подсказывать, вилять и уважения просить, — так ведь я всё равно что просил бы милостыни...


То есть он даже не оставляет выбора девушке - сломайся или... Или что? И то она ещё долго бьется.
Мне вот непонятно, почему повесть называется "Кроткая"? Это отсылка к тому, что гордость девушки это напускное, а в душе она та самая кроткая, желающая любить мужа всей душой, если бы он только эту любовь не тянул из нее щипцами?
Я тоже не понимаю, почему "Кроткая". Как по мне, так это вполне себе строптивая девочка-подросток, в пределах нормы. Может, это герой считал, что она кроткая, поэтому легко будет поддаваться дрессировке. Будь она кроткая, она бы его жалеть начала. Так, как женщины умеют жалеть неуспешных и самовлюбленных мужчин. Тут бы он, наверное, из окна выпрыгнул, это было бы для его самолюбия невыносимо.

marbi_girl

1 month ago

elisseya

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

balio

1 month ago

marbi_girl

1 month ago

fir_3

1 month ago

marbi_girl

1 month ago

fir_3

1 month ago

marbi_girl

1 month ago

balio

1 month ago

marbi_girl

1 month ago

balio

1 month ago

Интересно, прочитала только сейчас. На мой взгляд, рассказ о двух изломанных судьбою людях, которые не смогли дать другу другу любви, хотя она у них и была. Постоянно не совпадали во времени.
И с одной стороны, я согласна с мнением выше, что здесь прослеживается любимая тема elf_student о неумении самому себя успокаивать в браке и тд. С другой стороны, не является ли такое постоянное несовпадение во времени следствием какое-то базового несовпадения характеров и жизненных ориентиров? То есть, все ли возможно склеить? Вопрос.
спасибо, мне очень откликается то, что вы пишете.
нужно ли всё склеивать? Добиваться идеальности? По-моему, достаточно было бы возможности выживать и не терзать друг друга. Не до жиру тут, что называется.
мне хочется протестовать против тех "порядков" и "строгости", которые ГГ затеял сразу.
Героиня же изначально тянулась к нему, он все оборвал и занял назидательную позицию.
возможно, иначе не мог, и все смягчается тем, что рассказ от первого лица.

интонация напомнила "Коллекционера" Фаулза. позиция мужчины: не так-то я и прост, да и сцапал тебя в свое владение, и ты меня тут непременно узнаешь и полюбишь.

+ у меня за каждым произведением Достоевского виднеется книга мемуаров второй его жены, Анны. там ясно, что за сложные отношения с деньгами нужно избывать автору.

да, он был, мягко говоря, не прав. Тут просятся всякие слова, запрещённые правилами соо)) И по личной жизни автора тоже хочется проехаться. Сам напросился типа...

а мне напоминает "Степного волка" Гессе. Там тоже персонаж навертел себе в голове всякого, перестал отличать реальное от вымысла, и так нелепо погубил любимую женщину. В общем, любовь зла.

psycho_pompo

1 month ago

adaline1992

1 month ago

psycho_pompo

1 month ago

adaline1992

1 month ago

psycho_pompo

1 month ago

adaline1992

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

sisterlee

January 26 2021, 05:26:53 UTC 1 month ago Edited:  January 26 2021, 05:38:13 UTC

Мне повесть напомнила другую книгу "заводной апельсин". Только там подросток оказавшись в мире без просвета берется а бейсбольную биту, а здесь выходит из окна. Что, собственно, в повести происходит: ущербное, неумное, трусливое существо берет себе жену, которая будет "всем обязана". Чем "всем" - непонятно: жену он содержит в нищете, едва ли не худшей, чем до замужества, проявлениями душевного тепла, даже обычными разговорами не удостаивает. Пусть как нибудь сама, без разговоров, догадывается какой бриллиант ей достался. Два раза водит в театр "на хорошие места" и по этому поводу не устает любоваться фантастической щедростью своей натуры. А жена, возьми и окажись живым человеком. Тоже немножко наводит справки, узнает о трусости муженька (Отказ от дуэли, назовем вещи своими именами, был именно трусостью. К слову, из ямы, в которую рассказчик попадает после вынужденной отставки, он выбирается не благодаря своим способностям/ душевным силам (которых нет), а только благодаря случайному наследству. Жена берется за пистолет, но тут Федор Михайлович вспоминает, что сюжетный ход с убийством процентщика он уже где-то использовал и отводит дуло. Тем не менее все оборачивается не так уж плохо. Девочка получает какой-никакой кров, еду, доступ к библиотеке и ширмочку между кроватями. Т.е. возможность как-то жить не соприкасаясь с мужем. (На самом деле, если бы он действительно любил ее, то изначально, предложил бы именно такой брак, а дальше как сложится. Но нет, ему была нужна была кукла-рабыня). И вот когда девочка вроде бы может дышать, получает свою небольшую свободу, муж чувствует что добыча ускользнула и воспламеняется сопливой страстью. Любить такое жена не может, уйти некуда, брать пистолет/ кочергу/ бейсбольную биту Федор Михайлович не велит. Остается в окошко. Конец. Хотя нет, повесть-то от лица мужа.. проживет еще много лет сладко упиваясь страданиями.
вы несправедливы, и похоже, считаете, что весь мир должен принадлежать жене, а остальные должны заслужить милости. Это нечестно и нереально, мир такой, каков есть, и жена ничем не лучше всех остальных, чтобы им владеть.

sisterlee

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

sisterlee

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

sisterlee

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

beraaa

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

beraaa

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

beraaa

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

beraaa

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

beraaa

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

beraaa

1 month ago

balio

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

beraaa

1 month ago

sisterlee

1 month ago

beraaa

1 month ago

marbi_girl

1 month ago

sisterlee

1 month ago

marbi_girl

1 month ago

sisterlee

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

balio

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

balio

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

balio

1 month ago

beraaa

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

beraaa

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

elisseya

1 month ago

sisterlee

1 month ago

elisseya

1 month ago

sisterlee

1 month ago

elisseya

1 month ago

balio

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

balio

1 month ago

balio

1 month ago

sisterlee

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

sisterlee

1 month ago

balio

1 month ago

мне очень жаль, что тема токсичной вины тоже прошла мимо внимания, осталась как будто в слепом пятне. Но с другой стороны, может это и к лучшему, что просто это чувство многим не знакомо, не распознают))
Токсичной вины ГГ перед женой или сослуживцами? Или пере самим собой? Вы про какую вину говорите?

abuela_ama

1 month ago

beraaa

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

beraaa

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

beraaa

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

beraaa

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

beraaa

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

beraaa

1 month ago

balio

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

balio

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

balio

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

balio

1 month ago

abuela_ama

1 month ago

elisseya

1 month ago

balio

1 month ago

ilsebil

January 30 2021, 15:15:38 UTC 1 month ago Edited:  January 30 2021, 15:16:29 UTC

Начала я читать, точнее, перечитывать... Ох!

Детей теткиных учила, белье шила, а под конец не только белье, а, с ее грудью, и полы мыла. Попросту они даже ее били, попрекали куском. Кончили тем, что намеревались продать

Это, верно, писалось для дворян или разночинцев того времени, но уж никак не для простых, которые, верно, и читать не умели.

Бедняжку заставляли работать по дому, где она сама и проживала, и даже, о ужас, мыть полы! Нет, чтобы Пушкина позвать, чтобы полы помыл😀.

Нет, что били, конечно, ужасно, но время было такое: даже в школах были узаконены телесные наказания.

Видимо, во времена Достоевского приличные люди ничем таким не занимались, всё делала прислуга.