natalutk wrote in ru_psiholog

Category:

Здоровое общество Эриха Фромма

Сейчас прохожу обучение по специальности «Практическая психология». И в процессе изучения психологических наук натолкнулась на интересного ученого. А еще ему в этом месяце,23 марта, исполнился бы 121 год. Тоже повод о нем рассказать. Имя этого ученого-Эрих Фромм (1900 — 1980), выдающийся философ и психоаналитик. Он был известен своими гуманистическими взглядами и мечтал о построении иного, лучшего чем сейчас общества. Вот этим он меня и заинтересовал. За критику капитализма  его нередко причисляли к левым и социалистам. По мнению Фромма рост числа граждан, нуждающихся в профессиональных услугах его коллег, то есть психологов и психиатров, является закономерным следствием развития этого общественного строя. 

Он родился 23 марта 1900 г. во Франкфурте в ортодоксальной еврейской семье. Получил хорошее  начальное образование в гимназии, где изучал несколько языков. У  Фромма с детства была антипатия  к людям, видящих смысл жизни  в зарабатывании денег. Первая Мировая  война и неожиданное самоубийство друга семьи, молодой прелестной художницы, по-видимому, подтолкнули  его к изучению мотивов человеческого  поведения, вопросов жизни и смерти.

В 1920-х годах Эрих Фромм вводит новый термин «общество потребления», позже получивший широкое распространение. Этот термин он употреблял в негативном смысле.

«Первоначально предполагалось, что если человек будет потреблять больше вещей, и притом лучшего качества, он станет счастливее, будет более удовлетворен жизнью. Потребление имело определенную цель — удовольствие. Теперь оно превратилось в самоцель.
Акт покупки и потребления стал принудительным, иррациональным — он просто самоцель и утерял почти всякую связь с пользой или удовольствием от купленной вещи. Купить самую модную безделушку, самую последнюю модель — вот предел мечтаний каждого; перед этим отступает все, даже живая радость от самой покупки».- отмечает Фромм.

В 1927-1929 гг. он начинает много печататься. За всю жизнь Фромм написал более 30 книг. Еще одним примечательным фактом его биографии является посещение СССР в 1962 году, где он принимал участие в качестве наблюдателя  в конференции по разоружению.

Анализ «кибернетического  общества», проделанный Фроммом  в 60-70-е гг., привел его к созданию самостоятельной «типологии социальных характеров»: общество отчуждения «опредмечивает»  человека, заявляет Фромм, превращает его в песчинку, колесико с единственной задачей - вращать гигантскую машину вооружения... Такое общество, без  сомнения, создает особый «деструктивный тип личности», который становится угрозой для самого существования  человечества.

В 1955 году Эрик Фромм издает книгу «Здоровое общество», где  в противоположность патологическому описывает иное общество, как «модель идеального типа». Экономическая и политическая деятельность подчинены здесь именно человеческим интересам, а не денежным. В этом обществе человек – активный и ответственный участник жизни общества, хозяин своей жизни. Его жизненная цель быть многим, а не обладать многим. Страстное желание создать и сохранить богатство заменяется экзистенциальным обладанием – рационально обусловленным стремлением к самосохранению, что относится пище, жилищу, одежде человека.Словом, здоровое общество адекватно  потребностям человека.

Человек может адаптироваться почти к любой социокультурной системе, но если эти системы противоречат его природе, у него развиваются ментальные и эмоциональные нарушения, которые в конечном счете будут побуждать к изменению общества. По его мнению, путь к здоровому обществу лежит не через самостоятельное развитие экономики или достижение политической свободы, а лишь через одновременные изменения в промышленности и политической организации, в духовной и философской ориентации, в структуре социального характера и культурной деятельности. Общество  не может дать человеку эмоциональную свободу, если не избавит его от экономической зависимости. 

«Создание нового человека и нового общества, - писал Э.Фромм, - станет возможно только в том случае, если на смену старым мотивациям извлечения прибыли и завоевания власти придёт новая, а именно - быть, отдавать и понимать; если на смену рыночному характеру придёт характер продуктивный, любящий, а на смену кибернетической религии - новый, радикально-гуманистический дух».

Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят  удовлетворение базисные потребности человека. Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.

Главная задача в построении душевно здорового общества - это  воспитание в людях продуктивного  характера. Продуктивность – это  способность человека любить, использовать свои силы, способность к самореализации.

Производственная сфера  должна быть организована таким образом, чтобы человек мог принимать участие в управлении и принятии решений. Владение собственностью на средства производства принципиального значения не имеет. Главное состоит в том, что трудовая деятельность имеет смысл для человека: он знает, что делает, влияет на то, что делает, чувствует себя в единстве со своими коллегами по работе. Кроме того, необходимо переориентировать основную мотивацию с материального обогащения на духовное удовлетворение.В сфере политики необходимо пассивную демократию (будь то «народная демократия» или «централизованная демократия») заменить активной демократией участия - истинно разумные решения не могут приниматься путем массового голосования, ибо у современного отчужденного индивида есть мнения и предрассудки, но нет убеждений, есть симпатии и антипатии, но нет воли. Поэтому проработка жизненно важных вопросов должна происходить в малых группах, что предполагает личный контакт и затрудняет иррациональное воздействие на сознание людей.

В культурной сфере нет  надобности создавать новые духовные цели. Скорее, необходимо реализовать уже созданные великими гуманистическими учениями ценности, которые способствуют развитию разума, совести и братской солидарности. Акцент же в образовании должен быть сделан на включение в социальный характер способности к критическому мышлению, воображению, самосознанию, созидательной активности, коллективному творчеству. Руководящими принципами человека должны стать разум и совесть, свобода быть самим собой.

Кроме того, Фромм предложил  проекты общественных преобразований, с которых могло бы начаться создание здорового общества. Суть этих предложений в создании небольших — человек по десять — «групп межличностного общения», в которых близкие друг другу люди в условиях свободного получения всей необходимой информации обсуждали бы самые разные вопросы экономики, политики, образования, здравоохранения и других сфер жизни. Сумма решений этих групп стала бы основой политики общества в различных областях. Группы межличностного общения могли бы при необходимости собираться на ассамблеи по несколько сотен человек. Наряду с этими группами должны существовать независимые исследовательские и экспертные центры, состоящие из психологов, физиологов, антропологов, экологов, экономистов и других специалистов зарождающейся науки о человеке.

В книге  «Иметь или быть?», вышедшей в 1976 году, 

он предлагает ряд мер, актуальных и по сей день. Например: «следует запретить все методы „промывания мозгов“, используемые в промышленной рекламе и политической пропаганде»; «пропасть между богатыми и бедными странами должна быть уничтожена»; «женщины должны быть освобождены от патриархального господства»; «научные исследования следует отделить от их использования в промышленности и обороне» и т. д.

В этой книге он так же говорит о двух возможных стратегиях развития Человека и Человечества. Первая стратегия связана с накоплением собственности и наращиванием производства товаров, вторая связана с расширением потенциальных возможностей.

Взгляды Фромма в текущем дне перекликаются с проектом «Созидательное общество», которое реализует  волонтерская общественная организация МОД АЛЛАТРА. То что Фромм называет гуманистическим общинным социализмом, волонтеры движения называют Созидательным обществом, в противовес потребительскому. У них тоже во главу угла ставится не деньги, прибыль, а человек и его наиболее полная, созидательная реализация в обществе. К участию в построении этого общества может присоединиться каждый человек, зайдя на сайт проекта. А как будет выглядеть это общество записано в его 8 основах(тоже можно ознакомиться на сайте). Там же расписаны  и этапы его построения.

И вот еще что меня поразило в концепции Фромма. Сравнивая все великие учения - учения Будды, Ветхого и Нового завета, Майстера Экхарта, Маркса и  др., он доказывает, что извечная мечта человечества, построение справедливого  общества, которая пока еще является утопией, в конечном итоге будет воплощена в действительности: «Технические утопии - например, воздухоплавание - были реализованы благодаря новой науке о природе. Человеческая утопия мессианского времени - утопия нового объединенного человечества, живущего в братстве и мире, свободного от экономической детерминации, от войн и классовой борьбы, может быть достигнута, если мы приложим к ее осуществлению столько же энергии, интеллекта и энтузиазма, сколько мы затратили на реализацию технических утопий».

К таким же выводам пришел один из активных участников МОД АЛЛАТРА, И.М. Данилов, отвечая на вопрос, о чем мечтали пророки в одноименной передаче.

Общественный проект Фромма заключается в создании условий для развития наиболее здоровых черт социального характера. Последний, в свою очередь, должен стать мощным фактором развития нового общества.

Еще особое место в работе Фромма «Иметь или быть?» занимает часть о  новом человеке и новом обществе. Фромм приписывает Новому Человеку следующие качества:

      -готовность      отказаться от всех форм обладания ради подлинного бытия

  • уверенность      в себе, основанная на вере в собственные силы
  • осознание      того факта, что никто, кроме нас самих, не может придать смысл нашей жизни
  • стремление      развивать свои способности любить, радоваться, а также способность к      критическому сентиментальному мышлению
  • углубленное      познание самого себя, не только сферы своего сознания, но и сферы своего      бессознательного.
  • Умение      чувствовать свое единение со всем живым на земле
  • умение быть      счастливым.  

Но Фромм так же отмечает, что перед тем, как  исправлять общество, человек в первую очередь должен изменить самого себя, свое бытие. Ведь индивид — это  часть этого общества. Если твое бытие определяется лишь потреблением и накоплением, то и деяния твои приведут только к разрушению, разорению, раздору. Если же ты живешь ради любви, радости, саморазвития, то именно ты станешь  толчком к развитию Нового Общества.

Таким образом, идеи Фромма о новом более справедливом гуманистическом обществе не просто актуальны сейчас, но и уже начинают реализовываться на практике. 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Comments allowed for members only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

Проект Фромма — такая же неосуществимая утопия, как создание "вечного двигателя".
Именно потому, что "во главу угла ставится человек и его наиболее полная, созидательная реализация в обществе".
"Человек во главе угла" — это фактор разъединяющий, а не соединяющий.
Идея, противоречащая самой себе.
В памяти людей сохранилась информация о золотом веке. Вот тогда люди жили по-человечески. Было такое время. Это доказывают раскопки Трипольской цивилизации и Аркаима. Не было расслоения в обществе, жили без роскоши, но и не бедствовали.

medvezonok

March 6 2021, 13:04:12 UTC

на практике это не реализовывается, к счастью. В общем-то, этот "проект" напоминает недавние проекты Маркса-Энгельса-Ленина и проект Гитлера, которые, к сожалению, реализовались

и еще: если найдутся люди (а они найдутся), которые не захотят становиться частью "здорового" общества. Что делать с ними? В тюрьмы их?

yigal_s

March 6 2021, 15:42:45 UTC

"Аллатра" и Фромм?

Ничего так пристроились. )))
На эту тему ещё можно было бы написать статьи:

Иисус Христос (и "Аллатра"),
Альберт Эйнштейн (и "Аллатра"),
Загадки квантовой механики (и "Аллатра").

natalutk

March 6 2021, 16:39:51 UTC

Спасибо за темы новых постов!:-):-):-)))))))) И еще. В концепции Фромма очень много созвучного с тем, что говорится в движении АЛЛАТРА. Поэтому и сравниваю,поэтому и пост написала.
Выглядит угрожающе... Примерно как фотография счастливой семьи, но при внимательно рассмотрении видишь, что улыбки до пугающего натянуты.
Что делать с людьми, которые не согласны с озвученной справедливостью?
Что делать с людьми, которые видят человеческое счастье другим?
Что делать с людьми, которые хотят видеть мир справедливым, но считают, что путь к нему должен быть иным?
Откуда уверенность, что человек — это такая машина, в которой главное — правильно нажать нужные кнопки?

Я, например, считаю, что потребление — двигатель прогресса, и если бы человек мог обходиться минимумом, то из пещер мы бы так и не выбрались.
NOTE

Я, видимо, невнятно выразила свою мысль выше и вы её не поняли.
Правила сообщества прочтите пожалуйста внимательно, особенно то, которое вы в комментариях к посту нарушили.
Deleted comment
Люблю Фромма. Но сказать хочу другое, про утопии.
Я вижу, что в комментах многие воспринимают в штыки саму идею утопии, тем более нравственной. Потому что это невозможно, потому что кто-то не впишется, потому что... ну, потому что утопия в общем.
Но я вот что хочу сказать. Идеалы на то и идеалы, что их можно достигать бесконечно. Полярная звезда как бы тоже ориентир, а не цель. Я вижу, что моё поколение, дети 90х, так и воспитано — мол, нет реалистичных идеалов, так что идеалов нет вообще. Давай верь во что-нибудь достижимое, типа зарплаты в 100 тысяч. Эта глобальная подмена понятий — выдача идеалов за цели — произошла ещё раньше, в советском обществе (потому что нельзя было допустить, что коммунистическое общество чего-то в принципе не может достичь).
У Берна, кажется, говорилось, в его книге про игры, что всеобщая искренность невозможна, но она возможна в конкретных отдельно взятых ситуациях. Примерно так я и воспринимаю фроммовскую утопию: вряд ли до этого дойдёт, но это то направление, в котором хочется двигаться.
Постмодерн же, при всей его честности и реалистичности, моральных ориентиров дать не может. Так же как и разумные доводы "так не будет никогда и тут есть противоречия". Они не ориентир. Меня пытались на них воспитать, но они в конечном итоге ничего не дают для понимания своего направления.

так и идеал это нехороший. Любое общество, считающее себя здоровым - это не утопия, это просто тоталитарное общество, в котором нет места "нездоровым". Какой это идеал? Меня лично тошнит от любого "общественного" идеала.

В длинном исходном посте, говорится об изменениях на уровне общества и об изменениях на уровне индивида, но практически ничего не сказано об изменениях, которые должны произойти во взаимодействиях людей между собой. Исходя из ваших (ну или Фромма) представлений, вы можете описать эти изменения? И есть ли у вас собственный опыт перехода от одного типа взаимодействия к другому, от распространённого к желательному?

olga_galo

March 7 2021, 01:12:11 UTC

Построение правильного, лучшего общества, ориентированного на развитие человека — это (нео)романтическая и безусловно привлекательная идея, особенно на первый взгляд. В ближайший к нам временной период она основательно занимала умы в конце XIX — начале XX века; и в этом направлении даже прикладывали усилия, в разных вариантах пытались внедрять нечто новое и улучшенное на практике.
Сейчас она снова на подъёме в связи с левым трендом, а также неоромантическим трендом в рамках метамодернизма (одна из его установок: действовать и мыслить «как если бы», то есть не слишком принимать в расчёт реальность; и вообще говоря это так себе идея: её можно думать, но реализация разных «как если бы» ведёт как минимум к разочарованиям — ну и конечно к знакомству с жизнью/реальностью как она есть).
Частный пример таких попыток упоминает У.С. Моэм в эссе «Лев Толстой и „Война и мир“» (из книги «Десять величайших романов человечества»): «Толстой … приобретает известность не только как великий русский писатель, но и как всемирно знаменитый романист, педагог и моралист. Люди, стремившиеся жить в соответствии с его взглядами, создавали колонии. Они терпели неудачи, когда пытались применить на практике теорию непротивления злу, и история их злоключений одновременно поучительна и комична.»

Есть такая проблема, что ориентированные на всё лучшее идеи почему-то в реализации не очень совпадают с запланированной программой ввиду её расхождения с требованиями и условиями реальности — которую по сути и хотят менять, а она сопротивляется нереалистичным проектам.
Другая проблема в том, что в развёртывании истории завладевает умами (или, в определённой терминологии, массами) не самая верная идея, а та, что отвечает запросам_времени. То есть та, что лишь кажется верной и _обещает_ компенсировать некий неудовлетворённый_запрос. Что и делает её привлекательной.

Идеи об идеалистическом устройстве общества (начиная с псевдовоспоминания о золотом веке, который долгое время служил своеобразным ориентиром таких идей) привлекают прежде всего ценностью _справедливости_, которая в реальности так или иначе проседает. (Поэтому ею легко манипулировать: недовольство по этой теме очень распространено, но устранимо ли вообще?)

Реалии более чем способствуют привлекательности этих идей (да собственно и инициируют их создание), и в принципе из гуманистических, жизнеутверждающих соображений к ним даже следует стремиться как к противовесу морально разлагающим (жизнеотрицающим) тенденциям.
Так мы уже потихоньку двигаемся к этому идеальному обществу. В прошлом году прошла новость о том, что главы крупнейших корпораций США отказались считать прибыль главной целью. Позволю процитировать пару абзацев из нее:

"Так, теперь помимо пункта о работе на благо интересов акционеров в обновленном документе говорится о приверженности созданию ценности для клиентов, инвестициям в сотрудников, честной и этичной работе с поставщиками, а также поддержке сообществ, в которых работают компании.

Под заявлением подписались в том числе главы Amazon, Apple, AT&T, Bank of America, Boeing, Coca-Cola, Comcast, Exxon Mobil, Ford, General Motors, Goldman Sachs, Johnson & Johnson, Lockheed Martin, а также Mastercard и другие".

В общем, светлое будущее не за горами! Уж не знаю, насколько это заявление будет соответствовать реальным действиям этих корпораций и не является ли оно обычным популизмом, но сам факт заслуживает внимания.
Мне очень понравилась фраза в конце поста:
...Фромм так же отмечает, что перед тем, как исправлять общество, человек в первую очередь должен изменить самого себя, свое бытие...
Жаль, что не развили эту тему.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →