Психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов (hypnosismoscow) wrote in ru_psiholog,
Психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов
hypnosismoscow
ru_psiholog

Categories:

Психическая травма - метод экстренной помощи МААСЕ (Израиль)

Как бы вы помогли человеку, у которого на глазах только что произошло что-то ужасное? Многие из нас захотели бы обнять такого человека и поддержать его. Кто-то предложил бы ему лечь и отдохнуть. Кто-то попытался бы его отвлечь от происходящего. А кто-то заявил бы ««Да, ты же мужик. Ты такое прожил! Ты выкарабкаешься!». Это обыденные и житейские способы поддержки и в этой статье мы разберем, почему все они не работают и даже являются вредными, а также поговорим о том, как следует оказывать психологическую помощь в экстренных ситуациях.
Что такое экстренная психологическая помощь?
Экстренная психологическая помощь (Psychological First Aid) – это кризисное вмешательство, направленное на возвращение пострадавшего к адаптивному уровню функционирования, снижение интенсивности воздействия стрессового события и предотвращение психопатологии. В разных странах применяются различные стандартны и модели экстренной психологической помощи при психической травме. Среди таких методов можно выделить модели MAAСE и VIOS, которые применяются в Израиле, модель Rapid, которую используют в США и другие методы типа ДПДГ[1].
Несмотря на то, что многие психологи знают большую часть психологических методик, входящих в эти модели, далеко не каждый имеет право их использовать, так как в большинстве стран для оказания экстренной психологической помощи требуется дополнительное лицензирование.
Психическая травма и как она развивается
В своем формирование и развитии психическая травма проходит ряд этапов.
Психотравмирующее событие. Психотравмирующее событие – это крайне стрессовое событие, которое заставляет человека впасть в состояние беспомощности. Однако, надо понимать, что чисто внешне мы не можем говорить о том, является ли событие травматическим или нет. Так если мы возьмем одну и ту же травмирующую ситуацию, будь то участие в ДТП, изнасилование, нападение, смерть близкого, 70%-80% людей вполне смогут его пережить и через какое-то время восстановят свои психические функции и только меньшинство несут за собой последствия травматического состояния через всю свою жизнь.
2. Острая стрессовая реакция (Acute stress reaction). В качестве ответа на травму возникает острая стрессовая реакция, в виде перепадов настроения, раздражительности, флешбеков, агрессивного поведения или ощущения беспомощности, кардионевроза, бессоницы, тревожности и фобических реакций и др. Такое состояние длится в течении нескольких часов и в целом его можно воспринимать как нормальное – как стремление нашей психики к восстановлению баланса.
3. Острое стрессовое расстройство (Acute stress disorder). В ряде случаев симптомы стрессовой реакции могут проявляться и в последующие 30 дней и это тоже можно считать нормальным вариантом ответа психики на травматическое событие.
4. Посттравматическое стрессовое расстройство (Posttraumatic stress disorder). Если симптомы стрессовой реакции проявляются более 30 дней, тогда мы можем говорить о наличии у человека посттравматического стрессового расстройства, которое он никак не контролирует. В этом случае ему будет необходима помощь специалиста.
Нейрофизиология психотравмы или почему дружеская поддержка и отвлечение не работают?
В развитии стрессовой реакции основную роль играет взаимодействие двух отделов мозга: префронтальной коры, ответственной за сознательный контроль нашего поведения и рациональные реакции, и миндалины, ответственной за наши эмоции и реакции в стиле «бей или беги». Два этих отдела взаимно подавляют друг друга[2]. Проще говоря, если вы подвержены сильному аффекту, то вряд ли вы будете способны рационально размышлять, а, с другой стороны, достаточно часто вы можете подавить эмоции своей волей и рациональным мышлением. Так вот было показано, что в ситуации травмы, основную роль и играет миндалина[3]. Запредельный стресс приводит к гиперактивации миндалины, которая подавляет деятельность префронтальной коры, а также гиппокампа ответственного за наши сознательные воспоминания. Проще говоря, в момент травмы вы неспособны к рациональному мышлению и активному действию. Вы испытываете крайнее напряжение в теле, но сделать ничего не можете. Наступает так называемая диссоциация[4]. В результате ваше тело сохраняет травматическое напряжение, которое вы никак не можете выразить. Но стоит рассмотреть этот процесс подробнее.
Состояние травмы во многом связано с неотрегированным стрессом. Когда человек попадает в стрессовое событие, его миндалина активируется и отправляет импульс в низлежащие отделы для выработки гормонов стресса (адреналин, норадреналин, кортикотропный гормон). Эти гормоны должны были бы помочь нашему телу как-то активно среагировать на ситуацию и справиться с ней. Например, такое возбуждение могло бы помочь нам сбежать от злой собаки. Однако, в случае травмы, когда уже все совершилось и мы не могли ничего сделать (смерть человека, ДТП, катастрофы и т.д.), наши гормоны не находят своего отреагирования, а мы удерживаем эмоции в себе. Наши воспоминания разрушаются, и мы неспособны совладать со своим состоянием. И это именно то, почему житейские методы поддержки и отвлечения внимания не работают.
Если мы предлагаем ребенку, увидевшему смерть матери, просто уйти из комнаты и поиграть в планшет или если мы начинаем успокаивать человека, то по сути мы все еще не даем выход его эмоциям, мы усиливаем его чувства страха и вины, мы все дальше отдаляем человека от реальности, на которую он не смог никак среагировать и оставляем его беспомощным, вместо того, чтобы помочь ему взять себя в руки и осуществить активные действия.
Что нужно делать? Базовые принципы экстренной помощи.
Вне зависимости от модели экстренной психологической помощи, психолог всегда придерживается следующих принципов.
Защита. Первейшей задачей является обеспечение физической безопасности пострадавшего. Если он ходит по дороге после ДТП, необходимо увести его подальше. Если у него в руках нож и он может повредить себе или другим, нужно попытаться обезоружить человека, а также оградить окружающих. Если в присутствии человека находится труп, то стоит увести его в другое помещение или место.
2. Подстройка и активное слушание. Далее мы показываем человеку, что мы его слушаем и подстраиваемся к нему. Он должен понимать, кто мы и что к нам можно обратиться за помощью.
3. Демонстрация эффективного поведения. Необходимо продемонстрировать человеку уверенное и спокойное поведение в данной ситуации. Нельзя метаться из стороны в сторону, призывая о помощи. Мы должны показать, что способны выдержать ситуацию, тем самым вселив уверенность и пострадавшему.
4. Обучение. Наконец, мы помогаем человеку переоценить ситуацию, понять произошедшее с ним. Необходимо помочь ему увидеть будущие перспективы и построить план действий.
Данные принципы находят свое воплощение в модели МААСЕ.
Модель МААСЕ
Вместо того, чтобы стимулировать беспомощность и эмоциональную сферу пострадавшего, необходимо обратиться к его префронтальной коре и включить его в активную деятельность. Необходимо устранить состояние беспомощности, а также создать новые связи между миндалиной и корой, которые позволят адекватным образом отреагировать накопившийся стресс и интегрировать травматическое воспоминание. Для этого и была создана модель МААСЕ, состоящая из нескольких шагов.
Соучастие. На первом этапе нам необходимо продемонстрировать человеку, что мы сейчас с ним и мы рядом. Важно представиться и показать кто мы такие, например, «Здравствуйте, я Михаил, клинический психолог, я с тобой, я не оставлю тебя». Понимание человеком, кто рядом с ним, создает у него ощущение принадлежности. При этом мы лишь присутствуем, но не делаем упора на эмоции, не говорим о том, как ему сейчас плохо или о том, что он все преодолеет.
2. Поощрение эффективной деятельности. Далее необходимо назначить человеку определенную роль или предложить ему план активных действий, который поможет пострадавшему ощутить контроль в ситуации травмы, отказавшись от беспомощности. Очень важно обращаться к человеку именно в ролевом аспекте. Например, если врач испытал шок от увиденного, мы не должны звать его «мужчина, помогите нам», мы должны сказать «доктор, помогите нам!». Если мы видим женщину, в ступоре наблюдающую страдания ее ребенка, мы должны обратиться к ней не «женщина, держите ребенка!», а «мама, держите ребенка!». Такое ролевое назначение позволяет человеку функционировать более рационально и эффективно, а сам акт активной деятельности, позволяет создать связи между миндалиной и корой, которые в будущем помогут адекватно справляться со стрессом. Само назначение плана происходит в виде указания на простые, но эффективные действия, которые бы могли помочь пострадавшему или окружающим в данной ситуации (например, помочь поднять обломок, под которым застрял другой человек). Если пострадавший не откликается на ваши слова, возможно использовать тактильный контакт. Однако, с этим надо быть аккуратным, так как в ряде случаев прикосновение может дополнительно травмировать человека (например, если тактильный контакт запрещен его религией или раннее было пережито сексуальное насилие). Далее мы поощряем все активные действия пострадавшего и помогаем ему в их осуществлении.
3. Вопросы. Необходимо стимулировать человека к размышлениям и задать ему ряд логических вопросов. Так мы можем спросить: «Сколько тебе лет?», «Как ты сюда попал?», «Сколько времени ты уже здесь находишься?». От более простых вопросов мы переходим к более сложным «Что ты хочешь сделать?», «Кому можем позвонить?». Важны и вопросы о произошедшем: «Сколько людей было в машине?», «Вызвал ли кто-то помощь?» и т.д. Вопросы, заставляют человека перейти из пассивного состояния в более активное.
4. Воссоздание хронологии и нарратива. Своей речью мы должны помочь человеку воссоздать последовательность событий. Можно начать с рассказа о том, как он попал в данную ситуацию: «Вы с друзьями ехали в машине, но в какой-то момент водитель потерял управление, и вы врезались в большой грузовик». Далее описываем текущую ситуацию «Двое твоих друзей сейчас без сознания, но им оказывают помощь медики, одного из друзей увезли в больницу». На вопрос «Живы ли они?», стоит отвечать честно. В противном случае, если вы что-то недоговариваете или пытаетесь скрасить картину, пострадавший может испытать дополнительную травму, так как еще раз убедится, что в стрессовой ситуации он беспомощен и никому нельзя доверять. Далее мы описываем план действий: «Скоро к тебе подойдут полицейские и допросят, затем тебе надо будет заполнить бумаги и тебя заберут домой». Восстановление хронологии событий, позволит пострадавшему интегрировать и осмыслить воспоминание о событии, что снизит риск развития ПТСР.
Психологическая помощь в рамках данной модели может оказываться, как сразу на месте травмы, так и в течении определенного времени после нее. При этом этапы данной модели не имеют строгой хронологии, и мы можем обращаться к разным из них в зависимости от состояния пострадавшего. Например, если человек растерян, мы можем составить для него план действий, а если мы видим пробелы в воспоминаниях, то стоит помочь ему восстановить хронологию событий.
Для помощи в реализации данной модели могут привлекаться знакомые, друзья и родственники пострадавшего. При этом, вне зависимости от типа травматической ситуации, мы всегда стараемся помочь человеку принять и рационально объяснить те эмоции, которые он испытывает, не оказывая прямого эмпатического сочувствия, и не пытаясь разубедить, например, вместо «Ты не мог этого предотвратить», стоит сказать: «Ты испытываешь чувство вины и это нормально для большинства людей в подобных обстоятельствах». Мы никогда не применяем к человеку физической силы. И мы никогда не стараемся успокоить человека с помощью медикаментов (кроме тех случаев, когда он их и так принимает).
В целом модель МААСЕ направлена на то, чтобы помочь человеку реализовать свой стресс в действиях и принять активную позицию, вместо фиксации состояния выученной беспомощности, а также на то, чтобы помочь человеку осмыслить произошедшее и интегрировать воспоминание в сеть сознательной памяти.
Где применяется модель МААСЕ?
Как и у любой психологической модели, у МААСЕ также имеются свои ограничения. Например, не стоит ее применять в случае суицидального поведения, так как в таких ситуациях работают совершенно иные психологические механизмы.
Однако, подобные модели экстренной психологической помощи можно эффективно использовать в случаях ДПТ, природных и техногенных катастроф, криминальных происшествий и террористических атак, сексуального насилия и в случаях травматической смерти родственников. Со способами экстренной психологической помощи стоит ознакомиться каждому из нас, так как никогда не знаешь, когда такие знания могут пригодиться.
[1] Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз: Основные принципы, протоколы и процедуры/Пер. с англ. А. С. Ригина. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 496 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
[2] Lieberman, M. D., Eisenberger, N. I., Crockett, M. J., Tom, S., Pfeifer, J. H., Way, B. M. (2007). Putting feelings into words: Affect labeling disrupts amygdala activity to affective stimuli. Psychological Science, 18, 421-428.
[3] Eric Vermetten. Post-traumatic stress disorder. R Yehuda. New England journal of medicine 346 (2), 108-114
[4] Bessel A. van der Kolk. The Body Keeps the Score: Brain, Mind, and Body in the Healing of Trauma. Viking, 2014. 464 pp.

Что такое психологическая травма? Обзор научных статей
(с) По материалам Авраама Биткини клиническго соц-работника и психотерапевта Г. Реховот, Израиль, эксперта в сфере родительских-детских отношений, лектор Бар-Иланского Университета.

Tags: &образовательные материалы / игры, &психологические практики, свободная дискуссия
Subscribe

  • Processing

    Модеративный пост, в комментариях к которому участники ру_психолог обсуждают то, что вызвало у группы сильный эмоциональный отклик, заставило…

  • Processing

    Модеративный пост, в комментариях к которому участники ру_психолог обсуждают то, что вызвало у группы сильный эмоциональный отклик, заставило…

  • Эстрадный гипноз: как происходит отбор "сомнамбул" и как создается двойная реальность в гипно-шоу

    Перевели и озвучили наиболее типичные видео с демонстрациями эстрадного гипноза. Во времена СССР гипно-шоу заказывало государство с целью развенчать…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments